Масло в двигатель 7а fe

Содержание

Двигатель Toyota 7A-FE, Технические Характеристики, Какое Масло Лить, Ремонт Двигателя 7A-FE, Доработки и Тюнинг, Схема Устройства, Рекомендации по Обслуживанию

Привод распредваловКакое масло заливать в двигатель 1.6 mpi в Шкода Октавия а7

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Какой ресурс двигателя форд фокус 2 1 6 115?

Двигатель 7А — Характеристики и тюнинг

Фирмой Тойота создан новый силовой агрегат на базе 4A-FE. В отличие от основной модели, двигатель 7а имеет более объемную камеру сгорания (1,8 вместо 1,6 литров), крутящий момент с иными характеристиками. Этот параметр достигает максимального значения при вращении коленвала двигателя со скоростью 2800 об/мин. Благодаря уникальным характеристикам, существенно экономится горючее, возрастает КПД, авто быстро набирает скорость. Водители оценили преимущества двигателя 7А Тойота при движении в сложных условиях городских улиц с пробками и частыми остановками на светофорах.

7A-FE — четырехцилиндровый бензиновый двигатель 1.8 Toyota

двигатель Тойота 7A-FE

Двигатели

На протяжении многих лет с 1990 по 2002 годы двигатель Тойота 7A-FE устанавливался на модели Corolla, Avensis, Carina и Caldina и некоторые другие. Интересно, что этот 1,8-литровый мотор выпускался в двух версиях: стандарт и Lean Burn. Последняя отличалась конструктивными особенностями направленными на повышение экономичности.

Линейка моторов серии «А» широка, кроме уже упомянутого, в неё входят следующие агрегаты:

  • 4A-F;
  • 4A-FE;
  • 4A-FHE;
  • 4A-GE;
  • 4A-GZE;
  • 5A-F;
  • 5A-FE;
  • 5A-FHE;
  • 8A-FE.

двигатель Тойота 7A-FE

Масло для Toyota Corolla: правильный выбор для долгосрочной работы

Тойота

Toyota Carina 1.6, 1.8, 2.0 масло в двигатель сколько и какого требуется?

таблица спецификации масел Тойота Харриермасло в тойота карина емасло в двигатель Тойота Харриер

В 1981-м объявлено о выпуске преемника – Toyota Carina третьего поколения. Машина сохранила классическую заднеприводную компоновку и переднее расположение двигателя, в то время как ближайшие конкуренты уже имели привод на передние колеса. Моторная гамма состояла из бензиновых двигателей 1.6 и 1.8 литра, а также 64-сильного дизеля 1.8 литра. Еще был вариант объемом 1.8 литра, форсированный до 158 лошадиных сил. В 1984 году компания Toyota представила четвертое поколение Carina. На этот раз автомобиль получил передний привод и уже не уступал своим ближайшим аналогом. Хотя надо отметить, что задний привод пришлось оставить для купе и универсала. В пятом поколении особых конструктивных изменений не произошло, в отличие от предшественника. Модель образца 1988 года получила бензиновые и дизельные ДВС, а также передний и даже полный привод. В 1992 году на рынке появилось шестое поколение одноименного седана, доступного также в кузовах универсал и купе. Выпуск шестого поколения состоялся в 1996 году. Новинка того времени получила бензиновые силовые установки объемом 1.5, 1,8 и 2,0 литра, а также полный или передний привод. Еще был доступен дизельный агрегат.

Двигатель 7A FE область применения

В результате успешных тестовых испытаний, а также, благодаря большому количеству положительных отзывов автовладельцев, японские автопроизводители приняли решение об установке данного двигателя на выпускаемых моделях фирмы Toyota. Японский двигатель 7А ФЕ широко используется при изготовлении автомобилей класса С:

  • Avensis;
  • Caldina;
  • Carina;
  • Carina E;
  • Celica;
  • Corolla/Conquest;
  • Corolla;
  • Corolla/Prizm;
  • Corolla Spacio;
  • Корона;
  • Corona Premio;
  • Sprinter Carib.

Автомобиль Корона Премио 1996 года двигатель 7А

premio

Премио – это второе название машин первого поколения Toyota Crown, выпускаемых ранее. Чтобы увеличить количество продаж, производители пошли на изменение дизайна салона, внешнего облика и названия фирменных автомобилей. На обновленное транспортное средство устанавливается двигатель, обладающий впрыском D-4 прямого типа.

Технические характеристики 4A FE 1,6 л/110 л. с.

Маркировка в двигателе производителя Toyota полностью информативна, хотя и немного зашифрована. Например, на наличие 4 цилиндров указывает не цифра, а латинская F, первая буква A обозначает серию мотора. Таким образом, 4A-FE расшифровывается следующим образом:

  • 4 – в своей серии мотор разработан четвертым по счету;
  • A – одна буква указывает на то, что с завода он начал выходить до 1990 года;
  • F – схема двигателя четырехклапанная, привод на один распредвал, передача вращения от него второму распредвалу, отсутствие форсировки;
  • E – многоточечный впрыск.

Распределенный впрыск

Другими словами, особенностью этих движков является «узкая» ГБЦ и схема газораспределения DOHC. С 1990 года произведена модернизация силовых приводов для перевода их на бензин с низкооктановым числом. Для этого использовалась система питания LeanBurn, позволяющая обеднять топливную смесь.

Система LeanBurn

Для ознакомления с возможностями мотора 4A FE его технические характеристики сведены в таблицу:

смешанный цикл 9 л/100 км

Toyota 90913-02090 впускные

Toyota 90913-02088 выпускные

болт сцепления – 30 Нм

крышка подшипника – 57 Нм (коренной) и 39 Нм (шатунный)

Руководство по эксплуатации производителя Тойота рекомендует производить замену масла через 15000 км. На практике это делают вдвое чаще или, хотя бы, после прохождения 10000 пробега.

Рекомендации производителя и опытных водителей

Производители машины Тойота Королла указывают в сервисном буклете, поставляемом с каждой купленной новой моделью, масло, подходящее для заливки в двигатель, и минимально достаточный класс вязкости, соответствующий конкретным условиям.

Автовладельцы Тойота Королла рекомендуют такие виды качественных экономичных жидкостей:

  • TOYOTA SAE 0W-20 SM 08880-09205;
  • Оригинальное моторное масло API SL SAE SW-40;
  • TOYOTA SAE 0W-20 SN 08880-10505;
  • Оригинальное моторное масло API SM / SL SAE 0W-20.

Какое масло заливать в двигатель Тойота Калдина дизель

В дизельные движки первого поколения с небольшим остаточным моторесурсом можно лить моторное масло качества CF-4 по API согласно мануалу. Для более новых дизелей в авто второго поколения хорошим выбором станет техническая жидкость с допуском CI-4 по API. Для всесезонного использования подойдет брендовое японское масло вязкостью 5W-40. В летний период допустим переход на масло 10W-30/10W-40 по SAE и качества CI-4 по API.

TOYOTA DIESEL CF-4 SAE 10W-30

TOYOTA DIESEL CF-4 SAE 10W-30

5 литров Артикул: 08883-01905

Средняя цена: 2700 рублей

1 литр Артикул: 08883-01906

Castrol Magnatec Diesel 10w-30

4 литра Артикул: 15CA30

Средняя цена: 1550 рублей

1 литр Артикул: 15CA2F

Лукойл Авангард Ультра 10W-40 API CI-4

Лукойл Авангард Ультра 10W-40 API CI-4

5 литров Артикул: 19518

Средняя цена: 1400 рублей

1 литр Артикул:

РОСНЕФТЬ MAXIMUM SL/CF 10W-40

4 литра Артикул: 4296

Средняя цена: 900 рублей

1 литр Артикул: 4295

Что представляют собой моторные масла Тойота

Японское OEM-масло, выпускаемое под брендом Toyota, в первую очередь предназначено для внутреннего рынка. Компания-производитель — Exxon Mobil, которая занимается розливом по контракту с автомобильной компанией Toyota (эта марка моторных масел известна под маркой Castle).

Все марки масел производятся на одних и тех же заводах, но используется разная рецептура: для производства марок Toyota 0w20sm и 5w30sm используется рецептура Mobile, а для марки 5w20sl — Esso. Во время разработки этих продуктов было проведено множество исследований и разработок, чтобы убедиться, что они идеальны и учитывают характеристики различных двигателей. Все эти марки имеют отличное качество и обладают высокими энергосберегающими свойствами.

Неисправности и ремонт двигателя 7A-FE

Двигатель Toyota 7A еще одна вариация на базе основного 4A мотора, в котором заменили короткоходный коленвал (77 мм) на колено с ходом 85.5 мм, соответственно, увеличилась и высота блока цилиндров. В остальном тот же самый 4A-FE. Выпускалась всего одна версия данного движка, это 7A-FE, в зависимости от настройки, он выдавал от 105 л.с. до 120 л.с. Слабую версию 7A-FE Lean Burn, брать не рекомендуется, система капризная и довольно дорога в обслуживании. В остальном, движок аналогичен 4A и его болезни такие же: проблемы с трамблером, с датчиками, стук поршневых пальцев, стук клапанов, которые все забывают регулировать вовремя и прочее, полный список неприятностей ТУТ. В 1998 году, на смену 7A-FE, пришел новый двигатель 1ZZ, о нем отдельное упоминание.

Недостатки и слабые места мотора 7А

Двигатель 7А-ФЕ выпускали двух видов – стандартный и экономичный Lean Burn. Однако, экономия последних не окупается. Причина в их чувствительности к качеству бензина и дорогих платиновых свечах зажигания. Также сложно будет избавиться от болезни 7A-FE, которая заключается в провалах тяги в средних режимах.

Блок цилиндров 7A-FE

Стандартные ДВС явных слабых мест не имеют. При пробеге 100 тыс. км могут начать стучать пальцы поршней, но такой же звук могут издавать и неотрегулированные клапаны, поэтому их зазор стоит проверить в первую очередь.

Со временем начинается прогрессирующий масложор, проблема в залегании маслосъёмных колец.

Ещё один минус – часто отказывают датчики. При неисправном лямда-зонде увеличивается расход бензина, а если неисправен датчик, следящий за температурой, то двигатель Тойота 7A-FE не заведётся. Кроме того частой замены требуют датчик дроссельной заслонки и датчик давления во впускном коллекторе.

Головка блока цилиндров 7A-FE

Все моторы 7A-FE имеют большой возраст, поэтому часто проявляются мелкие неполадки. Они выражаются в сбоях зажигания или пропускающем масло сальнике коленчатого вала. В случае плавающих оборотов при холостой работе двигателя, необходимо провести чистку дросселя и форсунок.

Разновидности жидкостей и характер их воздействия на мотор

Все смазочные материалы представляют собой комбинацию определенного набора атомов углерода с углеводородами. Рабочие характеристики каждой жидкости всегда будут зависеть от природы соединительной цепи этих атомов. Чем она прямее, тем лучше работает смазка.

Любая жидкость состоит из минеральной основы и добавок, повышающих качественные характеристики вещества. Специальная технология выпрямления цепочки атомов углерода позволяет получить синтетическую основу, которая лучше показывает себя в работе. Полусинтетика часто используется в современных автомобилях.

Выберите моторное масло

Выберите моторное масло

Износ двигателя во многом будет зависеть от типа используемой смазки. Если минеральное масло используется несколько лет подряд, в резиновых элементах постепенно образуются трещины, заполненные различными отложениями, которые удаляются при смене типа смазки.

Если в такой двигатель после минеральной воды заливать синтетические материалы, то такие отложения обязательно вымываются из-за повышенных кислотных характеристик жидкости. Из-за этого через образовавшиеся отверстия часто вытекает масло.

В подобных ситуациях часто используется другой тип смазки.

Полусинтетическое или гидрокрекинговое масло менее агрессивно. Технология его разработки заключается в улучшении химических характеристик минеральной воды. Конечно, учитывая высокое качество используемых расходных материалов, выбор между переходом на полусинтетику или синтетику будет не столь критичным.

Расход масла

На больших пробегах действительно может начаться перерасход смазочного материала, в некоторых случаях помогает смена используемой технической жидкости, в других случаях требуется капитальный ремонт силового агрегата. В идеале следует выполнить диагностику мотора и оценить состояние его внутренних составляющих.

Жор масла Тойота Калдина — видео:

Как сократить расход?

Несколько очевидных правил, без которых владельцу агрегата линейки EA211 не обойтись:

  1. Периодически проверять уровень смазки в цилиндре. И незамедлительно обращаться в сервис, при его скором падении. Однако помните, немецкий концерн предупреждает, что расход моторной смазки в этом моторе один литр на 1000 км. Поэтому вроде как 4л на 4000-5000 км это норма.
  2. Исключите стрессовые режимы для своего железного коня – пробки, резкая езда в жаркую погоду
  3. Меняйте смазочную жидкость исходя из отработанных моточасов и фактического состояния. Дабы не производить постоянно сложных вычислений по расчету часов, полагайтесь на данные бортового компьютера. Или разделите пробег с последней мены смазки на среднюю скорость передвижения. Если показатель равен или выше 300 моточасов – пора поменять. В России, с ее «экстремальными» условиями это примерно 7-10 тыс. км. пробега
  4. Пользуйтесь смазками с улучшенными чистящими свойствами и небольшой способностью к угарным отложениям. А еще лучше, рассмотрите варианты рекомендованных производителей

Кстати, о рекомендациях. Задав вопрос производителю: Какое масло заливать в двигатель 1.6 mpi в Шкода Октавия а7? Получите внятный ответ – зависит от интенсивности использования авто:

  1. Допуск 502 Менять один раз за год или каждые 15 000км. Оригинальное: Special Plus 5w-40. Аналоги: Кастрол EDGE 5W-40, Шелл Хелиакс Ультра5W-40, Мобил1 0W-40, Мотул 8100 X-CLEAN 5W

Полезно знать: Можно ли доливать масло в двигатель другой марки?

  1. Допуск 504. Менять один раз в 2 года или каждые 30 000 км. Оригинальное: Longlife III 5W-30. Аналоги: Кастрол EDGE 5W-30, Шелл Хелиакс Ультра Экстра 5W-30, Мобил1ESP Формула 5W-30, Мотул8100 X-CLEAN+ 5W-30

Полезно знать: Моторное масло Шелл Хеликс Ультра 5w30 характеристики отзывы цена

Отметим, что чем реже Вы планируете замену смазки силового агрегата, тем более текучей при высоких температурах она должна быть и менее вязкой. Так предполагается, что при использовании более вязкого нефтепродукта, которое образует толстую пленку на деталях, необходимо чаще его модифицировать. А при использовании менее вязкой жидкости, но спецификации 504, замена может осуществляться реже.

Toyota Corolla Е120, Е130 2001-2007 годов выпуска

рекомендуемое масло для toyota corolla

Модель 2006 г

Производитель рекомендовал Toyota Corolla использовать оригинальные смазочные материалы Toyota Genuine Motor Oil. Автопроизводитель также разрешает использование альтернативных масел подходящего качества. Требования к моторному маслу:

  1. Всесезонные моторные жидкости SL или SM по классификации API с вязкостью 20w-50 или 15w-40;
  2. Автомобильные масла с вязкостью 10w-50 или 15w-40 класса SL или SM по классификации API с надписью «Energy Conserving», что означает энергосбережение.
  3. Сертифицированные ILSAC многоцелевые смазочные материалы.

Чтобы выбрать вязкость моторного масла, используйте диаграмму 7.

рекомендуемое масло для toyota corolla

Диаграмма 7. Рекомендуемая вязкость рабочей жидкости.

По схеме 7 лучшим выбором для экономии топливной смеси и хорошего запуска двигателя при низких температурах являются моторные масла 5w-30. При температуре выше -180 ° C производитель рекомендует использовать моторные масла со значениями вязкости 10w-30, 15w-40 или 20w-50.

Заправочные объемы

Приблизительное количество моторной жидкости, необходимое для повышения уровня между нижним и максимальным уровнями на щупе, составляет 1,5 литра. Объем моторного масла, необходимого при замене, составляет 4,2 литра, включая масляный фильтр, и 4,0 литра без замены масляного фильтра.

Замена ремня ГРМ в двигателе 7A FE

Ремень газораспределительного механизма двигателя 7A FE предназначен для приведения в движение и синхронизации вращения валов – распределительного и коленчатого. При его обрыве цикличность функций систем двигателя внутреннего сгорания полностью сбивается. При этом имеется высокая вероятность серьезных последствий, приводящих к капитальному ремонту транспортного средства.

С целью сбережения двигателя внутреннего сгорания и автомобиля в целом от серьезных повреждений рекомендуется проверять техническое состояние ремня ГРМ. При возникновении необходимости производится его замена.

В соответствии с рекомендациями автопроизводителя, менять ремень ГРМ в двигателе 7A FE нужно после пробега, равного 100 000 километров. Учитывая условия эксплуатации машин на сложных отечественных дорогах, опытные автомобилисты советуют делать это намного раньше – через 80 000 км.

ремень ГРМ в двигателе 7A

Благодаря большому количеству пошаговых инструкций, размещенных на просторах интернета в виде подробных видеороликов, данные мероприятия возможно выполнить самостоятельно в условиях гаража. Основное условие – аккуратность и точное соблюдение очередности операций.

Алгоритм работ по замене ремня:

  1. Отсоединить клеммы аккумуляторной батареи.
  2. Удалить свечи зажигания.
  3. Демонтировать ремень генератора.
  4. Клапанную крышку.
  5. Открутить крепежные детали верхней крышки ремня ГРМ и снять ее.
  6. Внимательно осмотреть состояние ремня, не имеются ли на его поверхности трещины и прочие повреждения.
  7. Снять ремень.
  8. Одновременно с ремнем снимаются: ролики натяжные и обводные, которые не должны иметь повреждений.
  9. Если на поверхностях роликов замечены даже малейшие царапины, они также подлежат замене.
  10. амена комплектующих производится на новые узлы. Выбранные по каталогу запчастей двигателя 7А-ФЕ.
  11. Установить новый ремень ГРМ, обеспечивая необходимое провисание.
  12. При фиксации болтов применяется рекомендованный момент затяжки.
  13. Установить крышку прочие узлы в обратной последовательности.

Важно: После подсоединения и затяжки клемм аккумулятора желательно оставить отметку на верхней крышке о дате проведения замены ремня ГРМ и количестве пройденных километров на этот момент.

При разработке конструкции данного двигателя предусмотрен важный момент – сведена к минимуму вероятность совместного удара поршней и клапанов при возможном обрыве ремня газораспределительного механизма ГРМ. При этом соответственно исключена возможность изгиба клапанов. Это существенно повышает уровень надежности двигателя 7А.

Какой интервал замены

Автомобилисты с опытом эксплуатации японского автомобиля, а также квалифицированные специалисты рекомендуют менять масло в двигателе вместе с фильтром как минимум каждые 10 тыс. км пробега. Если автомобиль большую часть времени простаивает или эксплуатируется преимущественно по загородным дорогам, то допускается смена расходного материала каждые 15 тыс. км.

Особенности конструкции

Двигатель 7A FE имеет следующие особенности конструкции узлов и механизмов:

  • 16 клапанов,по 4 на каждый цилиндр;
  • Распредвалы уложены в подшипники скольжения внутри гбц;
  • Лишь один распредвал имеет связь с ремнем;
  • Впускной распредвал приводится в действие от выпускного;
  • Для предотвращения грохота, шестерню распредвала нужно взвести;
  • V-образное расположение клапанов;
  • Длинноходная конструкция мотора;
  • EFI впрыск;
  • Прокладка ГБЦ металлопакет;
  • Установка разных распредвалов, в зависимости от автомобиля в котором стоит мотор;
  • Не плавающий поршневой палец.

Привод распредвалов

Привод распредвалов моторов серии A, на фото видно,что вращение с коленчатого вала передается на шестерню выпускного распредвала, после чего передается на впускной вал

Конструкция мотора просто и надежна, фазовращателей и регулировок геометрии впускного коллектора нет, продуманный японцами привод ГРМ даже при обрыве ремня не гнет клапана.

Модификации мотора

Двигатель 5А имеет достаточно много модификаций, которые применяются на разных транспортных средствах производства Toyota.

Мотор 5А

  • 5A-F — карбюраторная версия, аналог 4A-F с уменьшенным объемом. Степень сжатия 9.8, мощность 85 л.с. Двигатель находился в производстве с 1987 по 1990-й год.
  • 5A-FE — аналог 4A-FE, представляет собой 5A-F с электронным впрыском топлива, степень сжатия 9.6, мощность 105 л.с. Производство двигателя было начато в 1987 году, закончили в 2006-м, после чего производство было передано на FAW и в настоящее время им комплектуются китайские автомобили.
  • 5A-FHE — версия с доработанной ГБЦ, другими распредвалами, немного изменённым впуском, другим выпускным коллектором, мощность возросла до 120 л.с. В производстве находился с 19891 по 1999 год и ставился на автомобили для внутреннего японского рынка.

Оригинальное моторное масло Toyota Premium Fuel Economy 5W-30

  • стабильное качество и сохранение свойств в периоды технического обслуживания
  • вне зависимости от условий эксплуатации — поддержание функциональных возможностей
  • специально разработано для удовлетворения требований к малотоксичным маслам
  • Вязкость: 5W-30
  • Классы (ACEA: C2, API: SN)
  • Применение: (на оф. Сайте указан только допуск по бензину, но в разделе сайта есть еще «масла для дизельных двигателей)

Стандартная процедура слива смеси

Выполняя указанный процесс правильно, необходимо следовать порядку замены автомасла:

  1. Установите машину на ровной площадке. Желательно для этого выбрать эстакаду или смотровую яму. Изобретательные автомобилисты загоняют легковые машины (переднюю часть) на кирпичи или блоки, таким образом, приподымают перед авто, чтобы подставить емкость для слива жидкости. Но при этом отработка не полностью вытечет из поддона.
  2. Зафиксируйте машину в статичном положении, для этого установите авто на «паркинг» или ручной тормоз. Транспортное средство не должно сползать в сторону — это условие является залогом вашей безопасности.
  3. Прогрейте привод до рабочей температуры, затем подождите несколько минут (до 15 мин.), чтоб элементы двигателя и моторная жидкость немного остыли — это позволит избежать ожога.
  4. Снимите защитные панели, которые блокируют доступ к поддону картера.
  5. Установите тару для сбора отработки под поддоном на газете или опилках: масло будет разбрызгиваться.
  6. Открутите пробку в поддоне мотора. Это самая нижняя точка на поддоне, если сомневаетесь, отыщите ее в инструкции по эксплуатации авто. Сначала откручивайте ключом, затем ослабив гайку, продолжайте откручивать рукой: масло быстро потечет и есть вероятность уронить пробку в емкость для сбора отработки. На пробке должна быть металлическая или пластмассовая прокладка, она может прилипнуть к поддону картера, не ураните ее в слитую жидкость.
  7. Моторная смесь сливается достаточно быстро, несколько минут. Из отработавшего масла небольшая часть останется в двигателе, это нормально.
  8. Оцените степень загрязненности слитой моторной смеси, если в масле присутствует большое количество осадка, необходимо провести промывку мотора перед заливкой нового автомасла.
  9. После того, как вся отработка стекла, уберите емкость с ней и установите пробку на прежнее место. Затяните пробку при помощи ключа.
  10. Приступите к замене масляного фильтра. Открутить его, в некоторых моделях авто, можно двумя руками без применения специального ключа, для других моделей используют съемник или ключ. Уберите лючок или крышку, которые мешают добраться до очистительного элемента. Откручивая фильтрующий элемент, не спешите, следите, чтобы масло, находящееся в нем, не пролилось. Затем проверьте новый фильтр на отсутствие дефектов в его посадочном гнезде, проследите, чтобы было убрано посадочное кольцо от старого фильтра. Установите фильтрующий элемент на посадочное место, закрутите его рукой, затем ключом. Сотрите подтеки ветошью.

Посмотрите видео о замене масла в двигателе:

Замена масла Тойота Калдина

Для самостоятельной смены технической жидкости в двигателе Toyota Caldina потребуется:

  1. Новое моторное масло (правильно подобранное).
  2. Расходники (масляный фильтр).
  3. Инструмент (ключи, головки).
  4. Смотровая яма/подъемник.

Если инструмента или времени нет, лучше всего поручить эту задачу специалистам станции технического обслуживания.

Регламент обслуживания 4A FE 1,6 л/110 л. с.

Рядный бензиновый двигатель 4A FE необходимо обслуживать в следующие сроки:

  • ресурс моторного масла составляет 10000 км, затем необходима замена смазки и фильтра;
  • топливный фильтр подлежит замене после 40000 пробега, воздушный в два раза чаще;
  • срок службы АКБ устанавливается производителем, в среднем составляет 50 – 70 тысяч км;
  • свечи следует менять через 30000 км, а проверять ежегодно;
  • вентиляцию картера и регулировку тепловых зазоров клапанов производят на рубеже 30000 пробега авто;
  • замена антифриза происходит после 50000 км, осматривать шланги и радиатор нужно постоянно;
  • выпускной коллектор может прогореть через 100000 км пробега.

Замена ремня ГРМ

Изначально несложное устройство ДВС позволяет производить ТО и ремонт собственными силами в гараже.

Характеристики

Рабочий объем камер сгорания увеличился, по сравнению с предыдущими версиями, и составил 1,8 литра. Достижение мощностного показателя, равного 120 лошадиных сил, является хорошим показателем для силовой установки такого объема. Достижение оптимального крутящего момента возможно с нижней частоты вращения коленчатого вала. Поэтому езда в городской черте доставляет огромное удовольствие автовладельцу. Несмотря на это, расход топлива остается на низком уровне. Также, не нужно прокручивать двигатель на нижних передачах.

Сводная таблица характеристик

Период производства 1990–2002
Рабочий объем цилинров 1762 куб.см.
Параметр максимальной мощности 120 л.с.
Параметр крутящего момента 157 Нм при 4400 об/мин
Радиус цилиндра 40,5 мм
Ход поршня 85.5 мм
Материал изготовления блока цилиндров чугун
Материал изготовления головки блока цилиндров алюминий
Тип системы газораспределения DOHC
Тип топлива бензин
Предшествующий двигатель 3T
Преемник 7A-FEE 1ZZ

Существует два типа двигателей 7A-FE. Дополнительная модификация маркируется, как 7A-FE Lean Burn, и является более экономичной версией обычного силового агрегата. Впускной коллектор осуществляет функцию по объединению и последующему перемешиванию смеси. Это помогает повысить показатели экономичности. Также, в данном двигателе, установлено большое количество электронных систем, которые обеспечивают обеднение или обогащение топливно-воздушной смеси. Владельцы автомобилей, с данной силовой установкой, часто оставляют отзывы, в которых говорится о рекордно низких показателях расхода бензина.

Список моделей авто, в которые устанавливался 7A-FE:

Toyota Avensis

  • Toyota Avensis (10.1997 — 12.2000) хэтчбек, 1 поколение, T220;
  • Toyota Avensis (10.1997 — 12.2000) универсал, 1 поколение, T220;
  • Toyota Avensis (10.1997 — 12.2000) седан, 1 поколение, T22.

Toyota Caldina

  • Toyota Caldina (01.2000 — 08.2002) рестайлинг, универсал, 2 поколение, T210;
  • Toyota Caldina (09.1997 — 12.1999) универсал, 2 поколение, T210;
  • Toyota Caldina (01.1996 — 08.1997) рестайлинг, универсал, 1 поколение, T190.

Toyota Carina

  • Toyota Carina (10.1997 — 11.2001) рестайлинг, седан, 7 поколение, T210;
  • Toyota Carina (08.1996 — 07.1998) седан, 7 поколение, T210;
  • Toyota Carina (08.1994 — 07.1996) рестайлинг, седан, 6 поколение, T190.

Toyota Carina E

  • Toyota Carina E (04.1996 — 11.1997) рестайлинг, хэтчбек, 6 поколение, T190;
  • Toyota Carina E (04.1996 — 11.1997) рестайлинг, универсал, 6 поколение, T190;
  • Toyota Carina E (04.1996 — 01.1998) рестайлинг, седан, 6 поколение, T190;
  • Toyota Carina E (12.1992 — 01.1996) универсал, 6 поколение, T190;
  • Toyota Carina E (04.1992 — 03.1996) хэтчбек, 6 поколение, T190;
  • Toyota Carina E (04.1992 — 03.1996) седан, 6 поколение, T190.

Toyota Celica

  • Toyota Celica (08.1996 — 06.1999) рестайлинг, купе, 6 поколение, T200;
  • Toyota Celica (08.1996 — 06.1999) рестайлинг, купе, 6 поколение, T200;
  • Toyota Celica (10.1993 — 07.1996) купе, 6 поколение, T200;
  • Toyota Celica (10.1993 — 07.1996) купе, 6 поколение, T200.

Toyota Corolla

Европа

  • Toyota Corolla (01.1999 — 10.2001) рестайлинг, универсал, 8 поколение, E110.

США

  • Toyota Corolla (06.1995 — 08.1997) рестайлинг, универсал, 7 поколение, E100;
  • Toyota Corolla (06.1995 — 08.1997) рестайлинг, седан, 7 поколение, E100;
  • Toyota Corolla (08.1992 — 07.1995) универсал, 7 поколение, E100;
  • Toyota Corolla (08.1992 — 07.1995) седан, 7 поколение, E100.

Toyota Corolla Spacio

  • Toyota Corolla Spacio (04.1999 — 04.2001) рестайлинг, минивэн, 1 поколение, E110;
  • Toyota Corolla Spacio (01.1997 — 03.1999) минивэн, 1 поколение, E110.

Toyota Corona Premio

  • Toyota Corona Premio (12.1997 — 11.2001) рестайлинг, седан, 1 поколение, T210;
  • Toyota Corona Premio (01.1996 — 11.1997) седан, 1 поколение, T210.

Toyota Sprinter Carib

  • Toyota Sprinter Carib (04.1997 — 08.2002) рестайлинг, универсал, 3 поколение, E110.

Заключение

Двигатель Тойота 7A-FE сходил с конвейера достаточно долго. Надёжность его не хуже чем у конкурентов, при правильной эксплуатации 300 и даже 400 тысяч пробега – далеко не предел. Благодаря чугунному блоку, капитальный ремонт не вызывает затруднений и продлевает ресурс.

Оптимальный показатель вязкости

Жидкость для автомобиля Тойота Королла должна иметь индекс вязкости или текучести, подходящий для использования в определенных климатических условиях, так как в зимнее время года смазка замерзает и уплотняется. Классификация SAE J300 более точно определяет, соответствуют ли качественные характеристики расходных жидкостей требованиям конкретных моделей двигателей.

Смазка делится на 6 классов вязкости зимой (OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W), а также 5 классов вязкости для летнего сезона (20, 30, 40, 50 и 60). В нумерации всесезонных масел указан температурный диапазон, в котором продукт может использоваться.

Методы проверки качества масла SAE предоставляют владельцам автомобилей информацию о максимальных или минимальных температурах, при которых стартер приводит в движение двигатель автомобиля, а масляный насос перекачивает его содержимое и создает необходимое давление во время холодного проворачивания, если не возникает сухого трения.

Немного о допусках

Читая статьи и отзывы на тему «Какое масло заливать в двигатель 1.6 mpi в Шкода Октавия а7», нельзя не обратить внимание на частый спор между допусками 502 и 504. Кроме того, цена на смазку с этими разными показателями в рамках одного производителя может розниться в разы. В чем же разница между ними. Стоит ли слепо следовать советам производителя?

Разрешение 504, в отличие от 502 предусматривает:

  1. Повышенную совместимость с системами очистки выхлопных газов за счет пониженных показателей зольности
  2. Лучшее предотвращение отложений на поршнях и на фильтрах
  3. Качественная защита от износа (до 400 моточасов при трудных условиях вместо 250 моточасов для 502)
  4. Синтетическая база (улучшенные зимние характеристики)

Однако минусы 504 спецификации перед 502 тоже имеются:

  1. Чувствителен к некачественному топливу, тяжелым условиям эксплуатации (поездкам «газ-тормоз», короткие путешествия, работа в мороз в холостую, пыльная местность и т.д.)
  2. Ограниченные показатели вязкости (только 0w30/5w30)
  3. Испаряемость менее 11% (против 16% у 502) – чем выше испаряемость, тем меньше угар
  4. Малозольная рецептура с низким щелочным числом


В общем, вывод таков: разрешение 502 имеет больший ассортимент в составе, в уровнях вязкости, при определенных тестах производителей может увеличивать срок использования смазочного нефтепродукта до 350 моточасов (18 тыс. км). И несомненный плюс 502 спецификации в её выгодной цене по сравнению с 504. Если еще конкретнее: у разных производителей качество 502 и 504 серии могут как отличаться, так и совпадать. Поэтому 502 спецификация не всегда хуже 504 – необходимо сравнивать предпочтенные бутылочки.

Обзор неисправностей и способы их ремонта

В силу конструкционных особенностей мотор 4A FE подвержен следующим «болезням»:

Ремонт 4A-FE

Пробелы с оборотами ХХ и запуском двигателя возникают после выработки ресурса датчиков или их поломки. Из-за прогоревшего лямбда-зонда может увеличиться расход топлива и образоваться нагар на свечах. На некоторые автомобили Toyota устанавливались движки с системой Lean Burn. Владельцам можно заливать бензин с низким октановым числом, но межремонтный период при этом снижается на 30 – 50%.

Сколько заливать масла

В таблице ниже представлен список двигателей Toyota в кузове E150 и рекомендации — сколько масла заливать при полной замене. Для двигателя Тойота Королла требуется от 3,7 до 5,0 литров моторного масла, но точная цифра зависит от конкретного двигателя.

Бензиновые двигатели

Для бензиновых двигателей рекомендуются масла с классификацией масел API SL..SM.

Номер тела Мотор Модель / Объем Емкость масла,
емкость фильтра, литры
NRE15 1NR-FE 1,3i / 1,33 3,4 / 0,2
ZZE15 4ZZ-FE 1,4 ВВТ-и / 1,4 3,7 / 0,2 (2007-2008)
4,2 / 0,2 (2008-2009)
ZRE15 1ZR-FE / FAE 1.6 Двойной VVTi / 1.6 4,2 / 0,3
ZRE142 (США / Канада) 2ZR-FE 1,8 ВВТ-и / 1,8 4,2 / 0,3
AZE141 (США / Канада) 2AZ-FE 2,4 16 В / 2,4 3,8 / 0,2

Дизельные двигатели

Для дизельных двигателей мы рекомендуем масла с классификацией API CF..CF-4 / ACEA B1… C2

Номер тела Мотор Модель / Объем Емкость масла,
емкость фильтра, литры
NDE15 1ND-TV 1,4 Д-4Д / 1,4 4,3 / 0,5 (2007-2009)
4,1 / 0,5 (2009-2011 гг)
3,9 / 0,4 (2011-2013 гг)
ADE15 1AD-FTV 2.0 Д-4Д / 2.0 6,3 / 0,4

Стоит отметить, что данные рекомендации актуальны не только для Corolla E150 / E140, но и для других моделей Toyota, оснащенных в определенный период вышеперечисленными двигателями и производимых не только для России, но и для Европы, США поэтому в Японии год выпуска может не совпадать с моделями для стран СНГ:

Перечень модификаций ДВС

Модификаций 7A FE было около 6, они отличались мощностью, крутящим моментом и работой в разных режимах. Так сделано, потому что двигатели устанавливались на разные автомобили, разной массы и размеров. Поэтому на некоторых автомобилях было мало родных 105 л.с. и инженерам Toyota пришлось форсировать автомобили с помощью распредвалов и программы «мозгов» двигателя:

  • Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин: 150 (15) / 2600;
  • 150 (15) / 2800;
  • 155 (16) / 2800;
  • 155 (16) / 4800;
  • 156 (16) / 2800;
  • 157 (16) / 4400;
  • 159 (16) / 2800;

Варианты тюнинга мотора

Внутри своей серии силовых приводов Toyota двигатель 4A FE считается непригодным для модернизации. Обычно тюнинг производится для версий 4A GE, у которой, кстати существует турбированный до 240 л. с. аналог. Даже при установке турбо кит на 4A FE получится максимум 140 л. с., что несоизмеримо с начальными вложениями.

Однако возможен атмосферный тюнинг следующим способом:

  • снижение степени сжатия за счет замены коленвала и ШПГ;
  • шлифовка ГБЦ, увеличение диаметра клапанов и седел;
  • использование высокопроизводительных форсунок и насоса;
  • замена распредвалов на изделия с большей фазой открывания клапанов.

Тюнинг 4A-FE

В этом случае тюнинг обеспечит те же 140 – 160 л. с., но уже без снижения эксплуатационного ресурса двигателя.

Таким образом, мотор 4A FE не гнет клапаны, обладает высоким ресурсом от 250000 км пробега и базовой мощностью 110 л. с., которую искусственно занижают на конвейере для некоторых моделей авто.

С какой частотой следует производить замену масла в автомобилях Toyota Corolla?

Периодичность замены моторного масла европейских производителей — раз в 10 тысяч километров. Но автовладельцы часто сокращают этот срок, предпочитая менять масло в двигателе до 5-7,5 тысяч. В основном это связано с низким качеством моторных масел, продаваемых в нашей стране.

Рекомендуется менять оригинальные изделия японского производства каждые 5, а зимой 4-4,5 тысячи километров.

Откуда такой отменный аппетит?

Но при ответе на частый вопрос «Какое масло заливать в двигатель 1.6 mpi в Шкода Октавия а7?», важны иные особенности, а именно:

  • Маленькая тостота поршневых колец
  • Небольшая масса поршней
  • Небольшая высота поршней

Благодаря такому облегчению силового агрегата и сокращению размеров некоторых деталей, уменьшается трение внутри, что в свою очередь приводит к экономии бензина и минимизации вредных веществ в выхлопах. Все было бы хорошо, когда бы ни было так грустно. В связи с возникновением больших просветов между составными мотора, увеличивается «масложор».

Вместе с тем «хрупкая» цилиндропоршневая группа хуже справляется с усиленными нагрузками, располагая к особым требованиям к качеству потребляемой смазки. ЦПГ перегревается при «стрессовых» условиях, компрессионный аппарат и маслосъемные кольца хуже справляются с работой и смазочной жидкости в цилиндр попадает значительно больше. При сгорании нагар оседает на горшке и поршневых юбках.

Какое масло заливать в двигатель 1.6 mpi в Шкода Октавия а7

Вообще конструкция, влияющая на повышенное потребление смазочной жидкости, включает в себя: плохое натяжение маслосъемных колец, «благотворная» для оседания нагара поверхность стенок цилиндра, недочеты в конструкции при переделке турбо-мотора в атмосферный.

Уровень масла — правильная проверка

Рекомендуется проверять моторное масло каждую неделю. Сделайте это в соответствии с инструкцией в руководстве по эксплуатации автомобиля. Мы предлагаем воспользоваться следующими инструкциями:

toyota camry уровень масла

Какие типы моторного масла можно использовать для семерки

Если речь идет о типе моторной смазки для модели ВАЗ 2107, то предпочтительно использовать синтетические или полусинтетические масла.

Синтетические жидкости разрабатываются путем соединения химических элементов. Поэтому для них характерна высокая текучесть при низких температурных условиях. Кроме того, подобный тип моторных смазок устойчив к температурному перегреву и химически стабилен к процессам окисления. Таким образом, если приводить сравнение с минеральной смазкой, то этот продукт более устойчив к погодным условиям и продлевает период эксплуатации двигателя на модели ВАЗ 2107.

Полусинтетические смазки подходят для автомобилей ВАЗ 2107, поскольку они могут использоваться при условиях теплой зимы и в летний период времени. Это компромиссное решение между синтетическим и минеральным продуктом. Для регионов РФ, где наблюдаются устойчивые морозы и долгие зимы, лучше всего использовать синтетическое масло.

Также стоит отметить, что присадки, используемые в синтетике, обладают хорошими характеристиками смазывания и способствуют замедлению износа, и старения двигателя.

Возможные проблемы при высоком потреблении смазочных продуктов

Уровень моторного масла следует регулярно проверять. В идеале отметка должна быть посередине. Допуски по расходу не должны превышать одного литра на каждые 10 тысяч км для подержанного автомобиля. Если машина ест жир, необходимо обратить внимание на состояние ее силовой установки, скорее всего, она нуждается в ремонте.

Например, если постоянно горит датчик давления масла, неважно, у вас поколение 110 или другая модель, не лишним будет проверить не только уровень, но и сам датчик. Если вы обнаружите, что машина жрет масло, например, уходит около одного литра на 1 тысячу км, пора ремонтировать двигатель. Чаще всего Тойота ест, если изношены кольца штока клапана и сальники — их замена может устранить проблему.

Бывает, что давление масла в норме, кольца новые, но машина все равно потребляет большое количество смазки. В этом случае необходимо проверить масляный насос, особенно если ранее использовалось некачественное моторное изделие. В этом случае потребуется не только заменить неисправную деталь, но и полностью заменить масло на более качественное.

Фото фирменного моторного масла Тойота

Стоит обратить внимание на то, что исправный автомобиль может съесть масло, если оно некачественного и недостаточной вязкости — такое вещество просто выдавливается через различные трещины, например, оно может вытекать из-под крышки бензобака.

Именно поэтому, решая, какое масло заливать, не стоит экономить на покупке дешевой продукции сомнительного качества. Ремонт и замена жидкости на подходящую обойдется гораздо дороже.

Какой смазочный материал может подойти?

В сервисном буклете автомобиля вы можете найти информацию о том, какое масло подходит для двигателя Toyota Corolla E150 или другой вашей модели. Если у вас нет сервисной книжки, вы можете найти подходящую смазку, используя таблицу, которую могут предложить многие продавцы моторного масла.

Благодаря каталогу вы можете точно узнать, нужны ли вашему автомобилю синтетические или минеральные жидкости, какая вязкость и сколько масла нужно для заливки вашей Toyota.

Замена моторного масла в двигателе Тойота Королла

Подлинные продукты обычно рекомендуются заводом, потому что они оптимальны для двигателя, но такие продукты довольно дороги и если покупать их в непроверенном месте, велик риск приобрести подделку. Ни в коем случае не обязательно покупать только оригинальное масло, особенно если у вас старый автомобиль. Достаточно выбрать смазку с аналогичной вязкостью и другими параметрами от любого производителя, которому вы доверяете и цена продукта которого вас устраивает.

Например, для Toyota E 150 2008 года в сервисном буклете рекомендуется заливать синтетические продукты, вязкость которых может варьироваться. Большинство водителей заливают универсальную жидкость 10W-30, кроме того, подходит моторное масло с вязкостью 5W-30, -20, а также довольно редкое 0W-20.

Бензиновый двигатель 1.6 согласно спецификации API требует моторного масла SL, SM. Продукция с этой маркой подходит и для автомобилей выпуска 2001, 2003, 2006, 2010 годов. Однако стоит обратить внимание на то, что такая маркировка присуща только смазкам старшего поколения. Для автомобилей 2012, 2013, 2014, 2015 годов применимы жидкости той же вязкости, но с маркой SN. Это новый лейбл.

Если ваш автомобиль выпускался с 2002 по 2011 год, а смазки старого типа в вашем регионе не продаются, то вы смело можете покупать продукцию под маркой SN. Например, производитель рекомендует 5W-30 SN для масла Toyota Corolla 2013. Для бензиновых двигателей на баллоне должна быть этикетка PI.

Есть жидкости Sprinter, они предназначены для небольших фургонов, спорткаров, как на Toyota Corolla 2013. Отличие таких масел от обычных масел заключается в улучшенной формуле, благодаря которой двигатель при больших нагрузках лучше остывает, защищает от ржавчины и других неприятных явлений, связанных с эксплуатацией автомобиля. Это масло рекомендовано для Тойота Королла с турбонаддувом.

Если двигатель был выпущен до 2013 года, то при выборе масла следует ориентироваться на высокие антикоррозионные и противоизносные свойства, поскольку более старые двигатели имеют более тонкие стенки и нуждаются в особой защите. Подходят продукты с маркировкой SL и улучшенной формулой. Энергосберегающие изделия можно заливать, они подходят для 110 поколения.

Поколение E140 (2006 — 2013)

Двигатель Toyota 2NZ-FE 1.3 л. 85 л.с.

  • Какое моторное масло заливается с завода (оригинальное): Synthetics 5W30
  • Типы масла (вязкость): 5W-30, 10W-30
  • Сколько литров масла в двигателе (общий объем): 3,7 л.
  • Расход масла на 1000 км: до 1000 мл.
  • Когда менять масло: 5000-10000

Двигатель Toyota 4ZZ-FE 1.4 л. 97 л.с.

  • Какое моторное масло заливается с завода (оригинальное): Synthetics 5W30
  • Типы масла (вязкость): 5W-30, 10W-30
  • Сколько литров масла в двигателе (общий объем): 3,7 л.
  • Расход масла на 1000 км: до 1000 мл.
  • Когда менять масло: 5000-10000

Двигатель Toyota 1NZ-FE/FXE 1.5 л. 110 л.с.

  • Какое моторное масло заливается с завода (оригинальное): Synthetics 5W30
  • Типы масла (вязкость): 5W-30, 10W-30
  • Сколько литров масла в двигателе (общий объем): 3,7 л.
  • Расход масла на 1000 км: до 1000 мл.
  • Когда менять масло: 5000-10000

Двигатель Toyota 1ZR-FE/FAE 1.6 л. 124 л.с.

  • Какое моторное масло заливается с завода (оригинальное): Synthetics 5W20
  • Типы масла (вязкость): 0W-20, 5W-20, 5W-30, 10W-30
  • Сколько литров масла в двигателе (общий объем): 4,7 л.
  • Расход масла на 1000 км: до 1000 мл.
  • Когда менять масло: 5000-10000

Двигатель Toyota 2ZR-FE/FAE/FXE 1.8 л. 136 л.с.

  • Какое моторное масло заливается с завода (оригинальное): Synthetics 5W20
  • Типы масла (вязкость): 0W-20, 5W-20, 5W-30, 10W-30
  • Сколько литров масла в двигателе (общий объем): 4,2 л.
  • Расход масла на 1000 км: до 1000 мл.
  • Когда менять масло: 5000-10000

Двигатель Toyota 1ZZ-FE/FED/FBE 1.8 л. 140 л.с.

  • Какое моторное масло заливается с завода (оригинальное): Synthetics 5W30
  • Типы масла (вязкость): 5W-30, 10W-30
  • Сколько литров масла в двигателе (общий объем): 3,7 л.
  • Расход масла на 1000 км: до 1000 мл.
  • Когда менять масло: 5000-10000

Двигатель Toyota 3ZR-FE/FAE/FBE 2.0 л. 145 л.с.

  • Какое моторное масло заливается с завода (оригинальное): Synthetics 5W20
  • Типы масла (вязкость): 0W-20, 5W-20, 5W-30, 10W-30
  • Сколько литров масла в двигателе (общий объем): 4,2 л.
  • Расход масла на 1000 км: до 1000 мл.
  • Когда менять масло: 5000-10000

Как поменять смазку самостоятельно?

Решив, какое масло нужно заливать в двигатель Тойота Королла, нужно подумать, менять ли его в автосервисе или делать самому. Многие продавцы маркируют жидкости, но предлагают бесплатную замену. Если вы не хотите терять время или у вас нет подходящих условий для самостоятельной замены, вы можете воспользоваться услугами автосервиса, где также вам подскажут, сколько масла вам нужно. Если продукция предлагается для розлива, вам не придется переплачивать за лишние литры. Стоит обратить внимание на то, что вместе с заменой смазки меняется и масляный фильтр. Вы должны купить это прямо сейчас.

Если вы хотите поменять жидкости самостоятельно, это можно сделать в гараже. Для этого понадобится яма или эстакада. Перед заменой автомобиля необходимо прогреться, для этого достаточно проехать несколько блоков. Затем поместите Toyota над ямой. Убедитесь, что автомобиль не наклоняется. Лучше работать в перчатках, так как сливаемая жидкость будет горячей. Заранее подготовьте емкость достаточного объема для слива отработанной жидкости, открутите сливную пробку: она находится на картере двигателя. Подождите несколько минут, чтобы стекала вся смазка, затем замените масляный фильтр.

Фото расположения сливного отверстия в Toyota Corolla

Снова закручиваем колпачок и начинаем замену жидкости — через заливную горловину под капотом заливается свежее масло. Проверьте уровень: после того, как он пройдет половину пути, заведите автомобиль, дайте ему поработать около минуты и снова проверьте уровень жидкости. Если все еще недостаточно, пополните. Перед началом работы рекомендуется посмотреть видео, показывающее, как это делать.

Промывка мотора при замене жидкости

Никто не уверен, что при замене смазки нужна тщательная очистка двигателя. Эта процедура обязательно должна выполняться при первой заправке новой жидкости, так как в большинстве случаев неизвестно, какие расходные материалы использовались ранее.

Мойка двигателя

Мойка двигателя

Очистка двигателя необходима в нескольких случаях:

  • При переходе с одного вида смазки на другой;
  • При смене марки смазки;
  • Когда двигатель слишком грязный.

В других условиях мнения о чистоте двигателя меняются и четких рекомендаций по этому поводу просто нет. Разработчики Toyota Corolla Machine рекомендуют мыть двигатель каждому владельцу автомобиля после проезда 40000 км.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий