Мтм расшифровка в сельском хозяйстве

Сфера использования и преимущества МТМ

В связи со скромными размерами данное устройство идеально подходит для эксплуатации в ограниченном пространстве, где аналоги не подойдут. Основные функции МТМ:

  • спуск груза;
  • подъёмные и тяговые работы;
  • растяжка и натяжение разнообразных конструкционных элементов.

Также устройство используют в сельском хозяйстве для удаления деревьев с корнями, в лесоповалах и аварийно – восстановительных работах. Механизм оснащён специальной телескопической ручкой с опцией обратного и прямого хода, а корпус изготовляется из высококачественного алюминия. Этот материал облегчает устройство, но при этом сохраняет его прочность.

Что такое МТС в СССР? Порядок обеспечения колхозов техникой

В конце 1920 – начале 1930-х в СССР по инициативе ВКП (б) проходила массовая коллективизация в сельских населенных пунктах. Процесс коллективизации и создания крупных сельскохозяйственных предприятий социалистического типа тормозился отсутствием материально-технической базы на селе. Крестьяне не были заинтересованы работать на государство, которое использует физический труд людей, не давая за это практически никакой оплаты.

Монтажно-тяговый механизм. Средство от безвыходных ситуаций

ручной монтажно-тяговый механизм

монтажно-тяговый механизм

Работы по подъёму и перемещению различных грузов не редкость в строительстве, лесозаготовках или при проведении аварийно-спасательных операций. Поскольку такие работы часто связаны с повышенными опасностями, неудобствами проведения и травматизмом рабочего персонала, они нуждаются в применении средств малой механизации.

Из главных преимуществ МТМ можно выделить:

  • полностью автономная работа – не требует электропитания;
  • нет ограничения в длине троса;
  • возможность производить работы с высокой точностью;
  • нет ограничения в ёмкости барабана;
  • максимальная грузоподъёмность для столь компактных габаритов составляет 5.5 тонн.

Если дополнительно использовать так называемые полиспасты (подвижные блоки), то можно увеличить максимальную грузоподъёмность МТМ, а также эксплуатировать его в очень неблагоприятных условиях.

Монтажно-тяговые механизмы: разновидности и составные части

Часто в данную категорию включают и различного рода рычажные лебёдки, но такой подход не совсем правилен по нескольким причинам:

  • как следует из названия, в данных устройствах используется рычажный привод, в то время, как монтажно-тяговые механизмы работают с системой тросов;
  • рычажные лебёдки наматывают канат с грузом на барабан, а поэтому применяются только с грузовым канатом конечной длины;
  • способ перемещения каната внутри корпуса лебёдки и монтажно-тягового механизма различны;
  • редуктор, характерный для рычажных лебёдок, в монтажно-тяговых механизмах отсутствует.

Типовая конструкция рассматриваемого ручного приспособления включает в себя:

  1. Алюминиевый разъёмный корпус, снабжённый технологическими отверстиями для смазки всех поворотных осей.
  2. Двухрычажного механизма для прямого и возвратного перемещения троса (такой механизм часто называют тандемным).
  3. Механизма захвата с трещоткой, которая позволяет паре захватов свободно двигаться только в одном направлении.

мтм 1.6

  1. Анкерного штифта, которым контролируется направление каната.
  2. Регулируемых эксцентриковых зажимов.
  3. Рычага для отвода эксцентриков в нерабочее положение.
  4. Предохранительного срезывающегося штифта.
  5. Удлинительной рукоятки, надеваемой на рычаг прямого хода.
  6. Крюка с коушем, закреплённого к торцу грузового каната.

Некоторые производители комплектуют монтажно-тяговые механизмы (МТМ) ремонтными комплектами, которые включают в себя бухту каната длиной до 15-20 метров с запасным грузовым крюком. При износе основного троса, он легко заменяется на запасной, поскольку один из концов троса завальцован, и его легко можно протянуть через направляющие эксцентрики тандемного механизма. Эффективность использования МТМ можно увеличить, если применять их совместно с полиспастами: это позволяет вдвое повысить грузоподъёмность приспособления.

ручной монтажно-тяговый механизм

Принцип работы и рекомендации по использованию МТМ

Как уже упоминалось ранее, МТМ относится к механизмам ручного типа, и работа выполняется при помощи рычага. Благодаря такой схеме тяговое усилие равномерно распределяется. Состоит МТМ из верхнего и нижнего зажимного блока, которые оборудованы автономной пружиной для затяжки. Прилагаемая нагрузка действует по очереди на каждый такой блок.

Работа рычага позволяет зажимать трос между двумя блоками и плавно перемещать груз в любую сторону. Особенностью работы монтажно-тягового механизма является направления всей нагрузки непосредственно на трос.

История создания и развития машинно-тракторных станций

Первая машинно-тракторная станция в Союзе была создана в 1927 году. Место создания – село Шевченково Одесской области, Украина. Кстати, это неслучайно, потому что Одесский регион всегда славился изобилием рационализаторских идей, которые практически сразу после их реализации показывали свою эффективность и давали реальный материальный результат. На вышеуказанном съезде партия позитивно оценила деятельность первой советской МТС.

Сталин увидел в развитии сети тракторных станций одну из основ реализации партийной концепции коллективизации в сельском хозяйстве. Задача, поставленная съездом перед руководителями аграрного направления, состояла в активном охвате системой СТО тракторной техники всей страны. Многие партийные сотрудники лично (была экскурсия) увидели, что такое МТС. В СССР количество таких предприятий в 1931 году составило уже 1228. Так как темпы коллективизации росли (1932 год – пик процесса формирования колхозов), необходимо было создавать новые технические предприятия. Анализируя статистические данные по 1933 году, мы видим увеличение количества МТС более чем в два раза (до 2886), а в 1934 году государство открыло еще около 500 станций. На этом тоже партруководство не собиралось останавливаться, поэтому была поставлена очередная задача. В 1937 году (а мы все знаем, что это за время) количество станций должно было составить 6000. Безусловно, результат был достигнут, потому что в годы массовых репрессий и расцвета доносов невыполнение партийных директив часто каралось лагерями или расстрелом.

мтс расшифровка ссср

Принцип работы

Для использования монтажно-тягового механизма необходимо завести часть каната внутрь корпуса, для чего при помощи отводного рычага разводят эксцентрики захватного узла. Канат пропускают внутрь МТМ и выводят его наружу, поверх анкерного штифта, до места крепления приспособления. После этого набрасывают грузовой крюк на груз, и опускают рычаг с захватами. Для страховки на ось анкерного штифта набрасывают фиксирующую цепь.

При ручном подъёме или транспортировании груза при помощи рукоятки начинают поворачивать задний, тяговый рычаг. При этом включается в работу тандемный механизм: верхняя пара зажимов обхватывает канат и скользит с ним по направляющим эксцентрикам, а то время, как нижняя пара служит опорой для каната. Возникающие при этом силы трения способствуют перемещению груза в пределах дуги поворота рычага. Для следующего цикла рукоятка отводится назад. В это время эксцентрики проворачиваются, и вводят в контакт с канатом рамку с трещоткой, которая фиксирует груз в прежнем положении. В конце поворота рычаг прямого хода захватывает новую часть каната, а рычаг обратного хода отводит трещотку вверх. Цикл повторяется.

Производительность работ по подъёму и перемещению грузов при помощи рассматриваемого механизма определяется длиной рукоятки и интенсивностью качаний рычага прямого хода, и не зависит от длины каната (стандартная комплектация каната – 20 м). В этом заключается главное преимущество монтажно-тягового механизма.

В большинстве конструкций усилие на рукоятке прямого хода колеблется в пределах 30…50 кг, в то время, как грузоподъёмность механизма достигает 5,4 т. Снижать это значение за счёт увеличения длины рукоятки нецелесообразно, поскольку возрастают габариты механизма и величина пространства, необходимого для поворота рукоятки.

Надёжность МТМ определяется состоянием эксцентриковых роликов тандемного механизма. В частности, недопустимо попадание на их поверхности смазки: она уменьшит трение между зажимами и трещоткой, что чревато самопроизвольным опусканием груза, и поворотом грузового рычага. Поэтому при техобслуживании ручного монтажно-тягового механизма смазывают только оси рычагов и эксцентриковых захватов.

мтм 3.2

Рекомендации по эксплуатации:

  • регулярно очищать устройство от грязи. В противном случае она может привести к быстрому износу механизма;
  • использовать только качественный трос;
  • при работе одного рычага, нельзя блокировать остальные рычаги;
  • перед началом работы обязательно проверить все крепления;
  • строго запрещается использовать удлинённые рычаги, дабы снизить усилие;
  • ни в коем случае не превышать допустимые нагрузки.

Сразу после эксплуатации в обязательном порядке очистите трос от грязи и разомкните зажимы, чтобы извлечь его.

Порядок взаимодействия МТС и колхозов

Что такое МТС в СССР для самих колхозов? В каждом колхозе руководители также видели необходимость механизации труда, потому что это приводило к увеличению продуктивности труда и урожайности культур. Не имея собственной техники, колхозы в лице МТС видели поддержку со стороны государства.

машинно- тракторная станция

Как организовывалось сотрудничество? Машинно-тракторная станция владела техникой, производство которой также постоянно росло. Трактора, комбайны и другая техника предоставлялись колхозам в аренду. Колхозы оплачивали МТС стоимость аренды техники за счет денег, которые получали за сдачу урожая государству. В случае поломки трактора, комбайна, сеялки механики МТС приезжали по вызову в колхоз, осматривали технику и ремонтировали ее.

Модели МТМ

Выбор типоразмера МТМ зависит от требуемой грузоподъёмности. На практике чаще всего используют устройства от 0,8 до 5,4 т. Технические характеристики рассмотренных приспособлений отечественного производства сведены в таблицу:

Модель Грузоподъёмность, кг Диаметр троса, мм Примерное усилие на рычаге, кг Ход рычага, мм Длина рукоятки, мм Цена, тыс. руб.
МТМ-0,8 800 8 20 55 600 7,3…7,5
МТМ-1,6 1600 11 30 50 1200 10,5…11,0
МТМ-3,2 3200 16 35 40 1200 18,5…20,0
МТМ-5,4 5400 20 45 32 1500 43.5…45,0

Популярностью пользуются также монтажно-тяговые механизмы швейцарского бренда Jet (производятся в КНР). Линейка МТМ от Jet включает в себя ручные устройства грузоподъёмностью 1,2; 2,4 и 4,8 т. Цена таких МТМ составляет соответственно 8300, 12000 и 19500 руб.

Политический аспект деятельности МТС

В 1930-е годы любая хозяйственная деятельность была напрямую связана с политическими моментами. На каждой тракторной станции работал политотдел, возглавляемый заместителем директора по политической работе. В задачи отдела входило руководство парторганизациями МТС и прикрепленных к ней колхозов. Ответственность за качественную работу МТС нес не только директор, но и политотдел. Это неудивительно, ведь любой сбой в работе хозяйственного механизма в те годы расценивался как саботаж, а это было уже по политической части.

Что такое МТС в СССР, теперь, надеемся, понятно всем. Без технической основы коллективизация, скорее всего, была бы невозможной.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий