На какой машине ездил брежнев

Содержание

ТОП-5 любимых автомобилей Брежнева из личной коллекции

По-разному можно относиться к личности генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева и связанной с его именем 28-летней эпохе в истории СССР. Диапазон от любви до ненависти, кто-то вспоминает о нём с добрым юмором, а кто — и со злым сарказмом. Да это и понятно — личностью генеральный секретарь был неоднозначной. Как любой человек, имел он увлечения, причём его хобби носили сугубо мужской характер: любил охоту, совсем не равнодушен был к женщинам. Однако, как отмечают все, близко знавшие Ильича, его «хобби №1» были автомобили — их коллекционирование и езда на них с ветерком. Была, правда, ещё одна общеизвестная страсть — покрывать свою грудь государственными наградами (но это к нашей теме отношения не имеет).

Увлечение Леонида Ильича машинами началось ещё до войны, когда ему, первому секретарю Днепропетровского обкома партии, предоставили персональный «Бьюик». Этот автомобиль и стал первым в многочисленной коллекции вождя. Одни утверждают, что у Брежнева было 324 машины, другие склоняются к более скромной цифре — 68. Разночтение объясняется просто: генсек раздаривал автомобили друзьям, кроме того, с десяток угробил в сумасшедших гонках. О страсти вождя знали немногие. Личная охрана хваталась за голову, когда Леонид Ильич садился за руль.

Любимая машина Брежнева (фото)

У этого человека было несколько страстных увлечений, которые запомнила история. Но главное хобби и страсть Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева – автомобили высокого класса и быстрая езда. Сегодня иногда появляются на аукционах машины из его коллекции. Стоят они баснословные деньги именно благодаря их знаменитому владельцу. О машинах Брежнева и истории их появления в гараже ЦК эта статья.

Леонид Ильич Брежнев и его автомобили

Гонка на Lincoln, поцелуи и разрядка: чем запомнился единственный визит Брежнева в США

Июнь 1973 года. Подмосковный аэропорт Внуково-2. Леонид Ильич в окружении высокопоставленных советских партийных деятелей подходит в “борту номер один”, целует каждого, кто стоит в первом ряду сопровождающих, и поднимается по трапу Ил-62. Так начинается официальный визит советского лидера в Соединенные Штаты.

Большинство советских автомобилей копировались с иностранных

Копирование иностранных автомобилей началось с самых первых советских легковых автомобилей, производимых по лицензии Ford. Со временем копирование происходило чаще всего без разрешения западных автозаводов. Научно-исследовательский автомобильный институт СССР закупал у капиталистических угнетателей трудового народа сразу несколько передовых моделей «для изучения» и через несколько лет с конвейеров сходил советский аналог. Правда часто к том у времени прототип уже был снят с производства, а советская копия выпускалась ни одно десятилетие.

Николай II

Первым автомобилем в распоряжении российских монархов стала машина французской марки Delaunay-Belleville, которую предоставил императору Николаю II князь Владимир Орлов. Он же вызвался исполнять обязанности шофера. Осенью 1905 года Николай II распорядился приобрести пять автомобилей немецкой фирмы Mercedes, “чтобы не злоупотреблять добротой Орлова”.

Николай II и барон Фредерикс в автомобиле, 1912 год ТАСС

Годом позже для растущего монаршего автопарка был построен гараж в Царском Селе. Другая часть машин размещалась в здании Конюшенного ведомства в Санкт-Петербурге, еще одна – в Петергофе. В структуру министерства императорского двора гараж официально вошел в феврале 1907 года, руководил им князь Орлов. Весной 1911 года гараж на 25 машин появился и в Ливадии – для нужд двора во время пребывания в Крыму. К марту 1917 года в царском гараже насчитывалось 56 автомобилей – Меrсеdes, Delaunay-Belleville, Renault и Peugeot, Rolls-Royce различных моделей.

Николай II по репутационным соображениям предпочитал открытые лимузины – царь считал, что должен быть виден народу.

Разрядка и Уотергейт

Брежнев направился в Вашингтон ровно через год после первого в истории визита в СССР президента США Ричарда Никсона. Тогда стороны подписали несколько соглашений (от Договора по ПРО до ОСВ-1), а сама встреча прошла в атмосфере так называемой “разрядки международной напряженности”. Или просто разрядки.

До ввода советских войск в Афганистан оставалось еще шесть лет. Война во Вьетнаме близилась к завершению, а 5-я группа специального назначения сил специальных операций США уже вернулась на базу в Форт-Брэгг, что в Северной Каролине. Сам визит Брежнева историки считают пиком разрядки.

В Вашингтоне тем временем ведущие газеты и телеканалы освещали подробности Уотергейтского скандала, а рейтинг президента стал неуклонно снижаться. На время визита Брежнева американцам пришлось даже прервать слушания по делу.

Президент США Ричард Никсон и генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев на побережье Тихого океана возле дома Никсона в Сан-Клементе (штат Калифорния) AP Photo

Программа визита советского лидера была весьма насыщенна: Брежнев побывал и в Белом доме, и в президентской резиденции в Кэмп-Дэвиде, и на встрече с американскими сенаторами. Не обошлось и без общения с представителями деловых кругов США, знавших о любви генсека к большим и красивым автомобилям.

Владимир Ленин (Ульянов)

После Февральской революции 1917 года императорский гараж был реквизирован и стал автомобильной базой Временного, а после Октябрьской революции – советского правительства. Первым служебным автомобилем основателя Советского государства, первого председателя Совета народных комиссаров Владимира Ленина был французский ландо-лимузин Turcat-Mery (по разным данным, 1908 или 1915 года выпуска). Этой машиной до февраля 1917 года пользовалась вторая дочь Николая II, великая княжна Татьяна.

В декабре 1917 года автомобиль был угнан со двора Смольного, позднее был найден на границе с Финляндией и возвращен в гараж. Также предводитель партии большевиков пользовался семиместным Delaunay-Belleville 45 1912 года выпуска. Ленин находился в нем 1 января 1918 года, когда автомобиль был обстрелян неизвестными. Основатель РСДРП(б) не пострадал, однако машина получила значительные повреждения и была списана.

Владимир Ленин перед отъездом с Ходынского поля после военного парада, 1918 год ТАСС

После переноса столицы из Петрограда в Москву в 1918 году бывший царский гараж разместился на территории Московского Кремля. Известно еще об одном происшествии с автомобилем Ленина: 6 января 1919 года Renault 40CV, в котором глава государства направлялся в Сокольники, был остановлен бандитами, которые Ленина высадили, а саму машину угнали.

1 января 1921 года кремлевский Особый гараж был выведен из подчинения автобазы Совнаркома в самостоятельное предприятие – Гараж особого назначения (ГОН, ныне – Гараж особого назначения Федеральной службы охраны, ГОН ФСО России). Автопарк пополнила закупленная в Великобритании партия из 15 автомобилей марки Rolls-Royce Silver Ghost. Один из них в 1921 году был переоборудован в автосани – снабжен гусеницами и лыжами для передвижения по снегу.

Японская нота

В списке машин генсека любимым авто из Японии был Nissan President, подаренный в 1973 году и имевший номер кузова 000002. Номер первый стоял в гараже премьер-министра Японии. И на этой машине Брежнев лично прокатил по Москве Никсона и Киссинджера, после чего появился анекдот с ключевой фразой «Ты погляди, кто у них за шофера!». Этот тяжеловес весом в две тонны, объемом двигателя 4,4 литра и автоматической коробкой передач разгонялся до 190 км/час, а бензина брал 15 литров на 100 километров. Вот на какой машине возили Брежнева!

После смерти Леонида Ильича он оказался во владении Галины Леонидовны Брежневой. Она продала его патриарху Пимену, настоятелю Почаевской Лавры. В 1992 году на Всероссийском аукционе редких и экзотических автомобилей он был куплен в частную коллекцию за 160 тысяч долларов.

Гараж Леонида Ильича

Хотя генсек был прекрасным семьянином, о его романах с женщинами ходили легенды. Но не дамы были его заветной страстью, а первоклассные автомобили. По различным данным машин у Брежнева было от 40 до 320. При этом практически все они являлись подарками и не принадлежали ему лично. Но это ничего не меняло – при его жизни все они были в его полном распоряжении. После смерти Брежнева машин осталось всего 10. Из них 4 передали его внучкам, а остальные поделили представители ЦК и КГБ. Некоторые «жемчужины» коллекции легендарного генсека получили вторую жизнь в качестве экспонатов в музеях.

"Опель" Брежнева

Новый Lincoln и виски-сода

Леониду Брежневу презентовали Lincoln Continental — полноразмерный фешенебельный американский седан темно-голубого цвета. Гравировка на приборной панели автомобиля гласила: “На добрую память. С наилучшими пожеланиями”.

Машина приглянулась генсеку еще в 1972-м: увидев президентский Lincoln президента США в Москве, Брежнев спросил: “А можно и мне такой же?” Американские бизнесмены выполнили просьбу советского лидера, и автомобиль стоимостью $10 тыс. (около 60 тыс. в долларах 2018 года) оказался в СССР.

Но прежде чем отправить авто в Москву, Брежнев решил на нем прокатиться. Вместе с хозяином Белого дома Ричардом Никсоном. О любви генсека к скоростной езде знали многие, но президент США не на шутку испугался, когда советский лидер на скорости 80 км/ч подъехал к опасному повороту, резко оттормозился и повернул.

Во время визита в США Брежнев не только обзавелся новым авто, но и познакомился с американской традицией — подавать аперитив перед обедом. Как вспоминал личный переводчик советских лидеров Виктор Суходрев, когда Брежневу принесли виски с содовой, генсек пришел в недоумение. Советский лидер не мог понять, почему не подают закуску.

Никсон и Брежнев беседуют в неформальной обстановке на калифорнийской вилле президента CORBIS/Corbis via Getty Images

При этом Брежнев отлично понимал, как понравиться американцам. “Он с энтузиазмом махал зрителям, которые аплодировали и размахивали американскими и советскими флагами, а затем подошел к ним так же, как американский политик, работающий с толпой на уездной ярмарке”, — вспоминал президент Никсон в своих мемуарах.

ГАЗ-М-1 «Эмка» (1936-1943)

ГАЗ-М1, в свою очередь, конструировали по образцам Ford Model B (Model 40A) 1934 года , документация по которому была передана ГАЗу американской стороной по условиям договора.

В ходе адаптации модели к отечественным условиям эксплуатации автомобиль был в значительной степени перепроектирован советскими специалистами. Эмка по отдельным позициям превзошла более позднюю продукцию «Форда».

Иосиф Сталин (Джугашвили)

С 1925 года в кремлевский гараж стали поступать американские автомобили различных марок – Buick, Cadillac, Lincoln, Packard. Генеральный секретарь ЦК КПСС (1922-1953), председатель Совета народных комиссаров (1941-1946) и Совета министров (1946-1953) СССР Иосиф Сталин сначала ездил на 8-цилиндровом лимузине Packard, но в 1933 году пересел на 12-цилиндровый фаэтон этой же марки. В 1935 году американский посол передал руководителю СССР подарок президента США Франклина Рузвельта – бронированный лимузин Packard Twelve массой свыше 6 т.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Иосиф Сталин у автомобиля ЗиС Hulton Archive/Getty Images

В 1933 году ленинградский завод “Красный путиловец” создал по образцу американского Buick-32-90 автомобиль Л-1 (“Ленинград-1”), но в крупную серию эта машина не пошла. Разработку лимузинов для первых лиц советского государства перепоручили автомобильному заводу им. Сталина (ЗиС, позднее – автозавод им. И. А. Лихачева, ЗиЛ; Москва), создавшему в 1942 году автомобиль высшего класса ЗиС-101.

Специально для Сталина выпускалась бронированная версия этой машины – ЗиС-115 массой 5 т, с двигателем мощностью 162 лошадиных силы. Однако руководитель СССР продолжал пользоваться и лимузинами Packard.

Главный лихач Страны Советов

Леонид Ильич ни в коем случае не относился к числу автомобильных фанатов, развлекающихся в основном тем, что стирают пыль с лакированных панелей своих любимцев. Брежнев, памятуя известный постулат «автомобиль — не роскошь, а средство передвижения», использовал экспонаты своей коллекции по прямому назначению, т.е, ездил на них, причём всегда предпочитал сидеть за рулём сам. Он был фанатом высоких скоростей. У генсека была мгновенная реакция. Тем не менее аварий он не избежал. Однако сам в них ни разу серьёзно не пострадал. Первое ДТП произошло в 1970-е годы по дороге из Завидова в Москву. Брежнев мчался на «Ниссане-Президенте». Неожиданно спустило правое колесо, но генсек сумел справиться с управлением. Второе ЧП случилось несколькими годами позже. Брежнев решил покатать двух молоденьких врачих из пансионата в Крыму, где отдыхал. Под визг симпатичных пассажирок он сильно разогнался на узком горном серпантине, а когда заметил, что проскочил нужный поворот, резко тормознул. Машину занесло, она ударилась передним крылом о скалу и нависла над 50-метровым обрывом. Подоспевшая охрана извлекла из салона женщин с многочисленными ссадинами и несколько смущённого генсека без единой царапины. Последняя авария, а всего их было с полдюжины, случилась в 1980 году, когда Брежнев на «Роллс-Ройсе» ехал на дачу в Завидово. Обогнав машины охраны, генсек вдруг метнулся влево и врезался в МАЗ. В итоге — передок «Роллс-Ройса» всмятку. У охранников волосы встали дыбом, а Леонид Ильич лишь изумился: какого лешего он сделал этот манёвр? До самых последних дней не забывал Брежнев свою страсть. Уже болея, шаткой походкой выходил под руку с охранником к гаражу, где стоял его любимый «Роллс-Ройс». Открывал дверцу, садился на водительское место, заводил машину, включал дворники. Посидев несколько минут, вздыхал, вылезал и долго гладил капот. Словно прощался с дорогим существом.

Рождение страсти

По официальной версии любовь к достойным автомобилям зародилась у Леонида Ильича в конце 30-х годов ХХ столетия, когда он, будучи секретарем Днепропетровского обкома КПСС, ездил на американском автомобиле Buick-90 Limited. Раньше вообще в чести были американские марки, например у Сталина был “Паккард”. Потом появились трофейные машины. К концу Второй мировой войны генерал-майор Брежнев стал заправским гонщиком и ценителем скоростных автомобилей. Известны его восторженные отзывы об Opel Kapitan, который попал в часть политрука Брежнева в 1944 году.

“Нет” ядерной войне

В 1973-м Вашингтон и Москва не стали сбавлять темпы подписания двусторонних документов — от договоров о сотрудничестве в области сельского хозяйства до Соглашения о предотвращении ядерной войны.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и президент США Ричард Никсон после подписания Договора о сокращении стратегических вооружений AP Photo

Москва и Вашингтон обязались “исходить из того, что каждая сторона будет воздерживаться от угрозы силой или ее применения против другой стороны”.

Еще один документ — “Основные принципы переговоров о дальнейшем ограничении стратегических наступательных вооружений” — обязал СССР и США продолжить активные переговоры по выработке постоянного соглашения по СНВ.

Уже в следующем, 1974 году Брежнев и Никсон подписали Соглашение об ограничении подземных ядерных испытаний. А в 1979-м был заключен Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2).

Но ОСВ-2 Брежнев подписывал уже с президентом Джимми Картером — Никсону пришлось покинуть свой пост под угрозой импичмента.

Л1 «Красный путиловец» (1933) и ЗИС-101 (1936-1941)

Советский экспериментальный легковой автомобиль представлял собой практически точную копию автомобиля Buick-32-90, который по американским меркам относился к высшему-среднему классу.

ЗИС-101

Сталин осматривает ЗИС-101 вместе с директором завода ЗИС Лихачевым, наркомом тяжёлой промышленности Орджоникидзе, наркомом торговли Микояном

Завод «Красный путиловец», ранее выпускавший трактора Fordson, выпустил 6 экземпляров Л1 в 1933 г. Значительная часть автомобилей не смогла своим ходом дойти до Москвы без серьёзных поломок. В итоге, «Красный Путиловец» был переориентирован на выпуск тракторов и танков, а доработку Л1 передали на московский «ЗиС».

Так как кузов «Бьюика» уже не соответствовал моде середины тридцатых годов, на ЗиСе спроектировали его заново. Американское кузовное ателье Budd Company на основе советских эскизов спроектировало элегантный и внешне современный для тех лет кузов. Это обошлось государству в полмиллиона долларов и заняло 16 месяцев.

Никита Хрущев

Первый секретарь ЦК КПСС (1953-1964), председатель Совета Министров СССР (1958-1964) Никита Хрущев первоначально пользовался бронированным ЗиС-115 и кабриолетом ЗиС-110. В 1958 году конструкторами завода им. Лихачева с учетом американской автомобильной моды того времени были разработаны представительский ЗиЛ-111 и модификация ЗиЛ-111В в кузове фаэтон.

Тогда же программа выпуска в СССР легковых автомобилей высшего класса была значительно сокращена: с 200-250 ЗиС-110 в год до 10-12 ЗиЛ-111. Сборку перенесли с главного конвейера завода в спеццех, она стала ручной, штучной и очень дорогой. В 1962 году был создан обновленный вариант лимузина, ЗиЛ-111Г, отошедший от оформления в “аэродинамическом” стиле и менее походивший на ГАЗ-13 “Чайка” – советский автомобиль для чиновников в ранге от министра и выше.

Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев во время визита в Албанию, 1959 год Фотохроника ТАСС

Из поездки в США осенью 1959 года советский руководитель привез подаренный ему лимузин Cadillac Fleetwood 75. Полученные в подарок иномарки Хрущев не использовал в качестве автомобилей для официальных выездов и зачастую дарил другим советским гражданам и организациям. Так, Mercedes-Benz 300 SL был передан Ленинградскому НИИ топливной аппаратуры, кабриолет Renault Florida получила дочь Хрущева Рада, двухместный Fiat 2300 достался сыну Сергею. Лимузин Rolls-Royce Silver Cloud был передан дому-интернату пожилых большевиков.

Музей Гаража особого назначения ФСО России

Адрес: ВДНХ, проспект Мира, 119 (павильоны 53 и 54), ст. м. «ВДНХ» или «Ботанический сад».

Цена: стандартный билет — 350 руб (будни), 550 руб (выходные и праздничные дни); детский билет от 7 до 14 лет — 250 руб (будни), 300 руб (выходные и праздничные дни); льготный билет (пенсионеры, ветераны, школьники, студенты и др.) — 250 руб (будни), 400 руб (выходные и праздничные дни).

Режим работы: ежедневно с 11.00 до 20.00, кроме понедельника.

На отдельной полке те же модели, но в миниатюрном виде

Фото: Иван МАКЕЕВ

Начало коллекции

Первой официальной машиной стал подаренный Н. С. Хрущевым Chevrolet Bel Air. Этот двухдверный аппарат появился в коллекции машин Брежнева в 1955 году, когда он возглавлял компартию Казахстана. Позднее, когда он станет главным человеком в стране, дипломаты, не стесняясь, будут подсказывать своим коллегам из посещаемых генсеком стран, какой подарок придется по душе патрону. А свой первый “Шевроле” Брежнев любил и впоследствии подарил дочери Галине.

Следующим личным автомобилем Брежнева стал в 1960 году Opel Kapitan L, подаренный первым мужем Галины – цирковым артистом Евгением Милаевым. Он приобрел его во время гастролей в ФРГ.

опель брежнева

КИМ-10 (1940-1941)

Первый советский серийный малолитражный автомобиль, за основу которого при разработке был взят британский «Ford Prefect».

В США изготовили штампы и разработали чертежи кузова по моделям советского художника-конструктора. В 1940 году завод начал производство этой модели. КИМ-10 должен был стать первым по-настоящему «народным» советским автомобилем, однако воплощению в жизнь амбициозного плана руководства страны по обеспечению большинства граждан личными машинами помешала Великая Отечественная война.

Леонид Брежнев

Первый (1964-1966), а затем генеральный (1966-1982) секретарь ЦК КПСС и председатель Президиума Верховного Совета СССР (1960-1964, 1977-1982) Леонид Брежнев в качестве официального автомобиля использовал ЗиЛ-114. За то время, когда Брежнев занимал высшие государственные посты, экстерьер этой модели обновлялся трижды – в 1967, в 1971 и в 1978 годах (тогда машина получила новый индекс 4104). Кроме того, в 1975 году обслуживавшее генсека четвертое управление Минздрава СССР получило универсал экстренной медицинской помощи ЗиЛ-114А. Охотничье хозяйство Завидово обслуживала полноприводная ГАЗ-24-95 “Волга” с трансмиссией от УАЗ-469.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев у автомобиля "Чайка", 1972 год Владимир Мусаэльян/ТАСС

В отличие от большинства других руководителей СССР, Брежнев серьезно увлекался автомобилями. Еще в 1939 году на посту одного из руководителей Днепропетровского обкома партии он пользовался американской легковой машиной Buick 90 Limited. В числе автомобилей, в разные годы подаренных Брежневу, были Rolls-Royce Silver Shadow 1968 года выпуска, от американского предпринимателя Арманда Хаммера, Maserati Quattroporte 1968 года выпуска (от коммунистов Италии), несколько Mercedes-Benz различных моделей (включая подарок канцлера ФРГ Вилли Брандта), Cadillac Eldorado 1972 года (подарок президента США Ричарда Никсона) и Lincoln Continental 1973 года (был передан советскому лидеру американскими бизнесменами) и др.

Брежнев регулярно пользовался подаренными ему автомобилями. По воспоминаниям окружения генерального секретаря, поездки за рулем были его любимым хобби.

Как Брежнев Никсона укатал

О страсти советского лидера знали и зарубежные политики. И в Москву они приезжали не с пустыми руками. Транспортным самолётом доставляли генсеку сделанную по спецзаказу очередную «игрушку» стоимостью в десятки тысяч долларов. Особенно щедр на это был президент Ричард Никсон. Он знал, что Леонид Ильич не собирается, как, бывало, Хрущёв, «похоронить загнивающий империализм». Однажды, во время очередного визита Брежнева в США, президент на себе испытал все прелести вождения автомобиля советским лидером. Когда перед высоким гостем предстал роскошный «Линкольн-Континенталь», Брежнев остолбенел. Он обошёл автомобиль, сел в кабину и долго изучал «навороченную» панель приборов. «Поехали», — сказал он по-русски Никсону и подтолкнул его к сиденью. Никсон был наслышан о лихачестве советского гостя, но вида не подал и занял пассажирское место. Что произошло потом, описала «Нью-Йорк таймс», корреспондент которой брал у Никсона интервью. «Брежнев настоял на том, что надо немедленно опробовать подарок, сел за руль и с энтузиазмом подтолкнул меня на сиденье. Увидев это, начальник моей охраны побледнел. Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Я мог только представить, что случится, если джип секретной службы из моей охраны внезапно появится из-за поворота. В одном месте был очень крутой спуск с ярким знаком и надписью «Опасный поворот». Брежнев ехал со скоростью выше 60 миль в час, когда мы приближались к спуску. Я подался вперёд и закричал: «Медленный спуск, медленный спуск!». Но Брежнев не обратил на это внимания — скорее всего, потому, что не владел английским. Пронзительно завизжали покрышки, когда он все же нажал на тормоза и повернул. В конце поездки, когда подошёл переводчик, Брежнев сказал мне: «Хороший автомобиль. Отлично идёт по дороге». «Вы великолепный водитель, — дипломатично сказал я в ответ. — Я никогда не смог бы повернуть на такой скорости». Брежнев поразил быстрой ездой и Генри Киссинджера, тогдашнего госсекретаря США. «Однажды, дело было под Москвой, — вспоминал тот, — Брежнев подвёл меня к «Кадиллаку». Мы помчались на большой скорости по извилистым сельским дорогам, так что оставалось только молиться, чтобы на ближайшем перекрёстке появился полицейский и положил конец этой рискованной гонке. Но он так и не появился, да и вряд ли посмел бы он остановить машину, которую вёл сам Брежнев».

Журнал: Историческая правда №5, май 2021 года Рубрика: Автомобильная история Автор: Константин Ришес

Метки: СССР, коллекционирование, хобби, машина, автомобиль, Историческая правда, Брежнев, подарок

  • Назад
  • Вперед

Telegram-канал Багира Гуру

ЗИЛ-111 и одиннадцать пуль в БрежневаЛегендарные автомобилисты СССР: БрежневЛегендарные автомобилисты СССР: БрежневЛегендарные автомобилисты СССР: БрежневЛегендарные автомобилисты СССР: БрежневЛегендарные автомобилисты СССР: БрежневЛегендарные автомобилисты СССР: БрежневЛегендарные автомобилисты СССР: Брежнев

Первые шедевры

В 1966 году автопарк генсека пополнился автомобилем с трагической судьбой Chrysler 300. Этот красавец в 1986 году был куплен из автопарка киностудии имени Максима Горького Мухарбеком Эжиевым и увезен в Осетию. В период Осетино-Ингушского конфликта (1992) мародеры не смогли его угнать и сожгли. От раритетного автомобиля остались лишь ключи и документы.

А потом в гараже появился Maserati Quattroporte, который подарили итальянские коммунисты в 1968 году. Это была машина с рекордными по тем временам показателями – 290 “лошадей” под капотом и способность развивать скорость до 240 км/час.

мазератти брежнева

«Москвич» 400,401 (1946-1956)

Советская малолитражка был полным аналогом автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937—1940 годах в Германии на немецком филиале Opel американского концерна General Motors, воссозданным после войны на основе уцелевших экземпляров, документации и оснастки.

Часть оборудования для выпуска автомобиля было вывезено с завода «Опель» в Рюссельхайме (находившегося в американской оккупационной зоне) и смонтировано в СССР.
Значительная часть утраченной документации и оснастки для производства была воссоздана заново, причём работы производились в Германии по заказу Советской военной администрации силами смешанных трудовых коллективов, состоявших из откомандированных советских и вольнонаёмных немецких специалистов, работавших в созданных после войны конструкторских бюро.
Последующие три поколения «Москвичей» будут с отставанием повторять продукцию фирмы Opel.

Юрий Андропов, Константин Черненко

Официальной автомашиной генерального секретаря ЦК КПСС (1982-1984), председателя Президиума Верховного Совета СССР (1983-1984) Юрия Андропова был основной “кремлевский” лимузин ЗиЛ-4104, подвергнутый незначительному изменению внешнего вида и получивший индекс ЗиЛ-41045.

Константин Черненко, занявший руководящие посты в партии и правительстве после смерти Андропова, также пользовался этими представительскими машинами.

Автомобиль ЗИЛ-41045 на выставке "Гараж особого назначения", 2016 год Антон Новодережкин/ТАСС

Автомобили Брежнева в наше время

Судьбы у брежневских любимиц сложились по-разному. Во времена перестройки 90-х годов прошлого столетия, автомобили из гаража Кремля разошлись по всему миру. Как говорилось, великолепный Maserati Quattroporte сначала попал в Эстонию во владение охранной фирмы из бывших сотрудников КГБ, а после был продан премьер-министру Великобритании Маргарет Тэтчер. Разбитый «Серебряный призрак» стоит в музее в Риге. Подарок Никсона Cadillac Eldorado можно увидеть в московской экспозиции клуба «Автоамерика».

По всему миру на различных аукционах всплывают машины из гаража Брежнева. В Германии был продан в частную коллекцию его Mercedes, а Nissan President был выставлен на аукционе Sotheby’s, правда, его никто не купил. А на российском интернет-портале в апреле 2021 года появилось объявление о продаже «Чайки» (ГАЗ-13) образца 1980 года из гаража Брежнева. Продавец поставил цену в 30 миллионов рублей, история автомобиля проверяется. Но уже ясно, что комплектация машины не соответствует серийному производству.

коллекция Брежнева в наше время

Автомобили с историей всегда становятся находками для истинных коллекционеров, которые готовы платить за них любую сумму. Машины из коллекции одного из самых известных политиков ХХ столетия — Леонида Ильича Брежнева могут стать украшением и гордостью любой коллекции.

«Жемчужины» в автопарке

Многие лидеры зарубежных государств отметились своими подарками для Брежнева. Машины изготавливались либо в единственном экземпляре, либо в ограниченной партии. Перечислим лишь некоторые из них.

Очень редкая модель Mercedes 600 с кузовом «пульман-лимузин» – подарок канцлера ФРГ Вилли Брандта. Таких было изготовлено всего семь машин, из которых шестидверных – две. Одна досталась императору Японии, а вторая машина – Брежневу (фото этой красавицы приведено ниже). На этом автомобиле генсек однажды чуть не сорвался в пропасть на крымском серпантине.

Президент Соединенных Штатов Америки Ричард Никсон поочередно подарил Брежневу три автомобиля: Cadillac (1971), Cadillac Eldorado (1972), Lincoln Continental (1973). На первом Брежнев с ветерком лично прокатил Госсекретаря США Генри Киссинджера в 1972 году по сельским дорогам Подмосковья, о чем последний оставил впечатляющие записи в мемуарах. Вслед за Киссинджером в Москву собирался Никсон. Дипломаты ненавязчиво намекнули ему, что Леониду Ильичу очень нравится модель “кадиллака” Eldorado. Автомобиль изготовили за три дня, и транспортный авиалайнер доставил его в Москву.

«Москвич-402» (1956-1964)

Облик легкового автомобиля малого класса повторял модель Opel Olympia Rekord (1947-1953) – преемницу Opel Kadett K38. Участие специалистов с ГАЗа, где полным ходом шла разработка «Волги» ГАЗ-21 оказало сильное влияние на проектирующийся автомобиль. «Москвич» перенял от неё многие элементы своего дизайна.

Серийное производство «Москвича-402» было свёрнуто в мае 1958 года.

Михаил Горбачев

Основным официальным автомобилем последнего генерального секретаря ЦК КПСС (1985-1991), первого и единственного президента СССР (1990-1991) Михаила Горбачева был ЗиЛ-41047 (модель 1985 года) традиционных для 1970-х годов угловатых форм. В середине 1980-х годов на заводе им. Лихачева была разработана обновленная модификация ЗиЛ-4102 с более плавными обводами кузова, однако проект свернули в рамках принятого властями СССР курса на борьбу с привилегиями.

Автомобиль президента СССР Михаила Горбачева ЗИЛ-41052 на выставке старинных автомобилей "Олдтаймер-Галерея", 2011 год Артем Коротаев/ТАСС

В 1988 году в гараже первого лица СССР появился защищенный вариант ЗиЛ-41047 – ЗиЛ-41052 массой около 5,5 т, с бронекапсулой производства Курганского машиностроительного завода.

Как готовилось покушение

Днем раньше, 21 января 1969 года, из одной воинской части Ленинграда исчез лейтенант Ильин, вооруженный двумя боевыми пистолетами. Злоумышленник умудрился благополучно долететь до Москвы. В столице он украл у своего дяди-милиционера форму: фуражку и шинель. Переоделся и утром 22 января отправился к Боровицким воротам Кремля — убивать генсека Брежнева, нарушающего, по мнению Ильина, советскую конституцию.

Ильин проник в милицейское оцепление возле Кремля. Здесь ему опять повезло — Ильин случайно оказался между двумя взводами. Поэтому не привлек внимания — его не знали ни в одном, ни во втором взводе. Когда кортеж въехал в Боровицкие ворота, Ильин, уверенный, что именно в первом лимузине везут Брежнева, открыл огонь с двух рук. Он успел выпустить шестнадцать пуль, одиннадцать из которых попали в первый автомобиль колонны.

А ехали в этом ЗИЛ-111Г космонавты Алексей Леонов, Андриян Николаев, Георгий Береговой и Валентина Терешкова. В «генсековский» лимузин их посадили из-за холодной зимней погоды. Обычно космонавтов везли через город в открытых ЗИЛ-111Д.

Автомобиль, как у президента Соединенных Штатов Америки

Сам Никсон разъезжал во время своего визита на президентском «Линкольне». Брежнев выразил восхищение этой машиной. Ко времени визита генсека в США в 1973 году ему в подарок был изготовлен эксклюзивный “седан” Lincoln Continental голубого цвета с черным верхом и обивкой салона из винила, а на приборной доске красовалась надпись «Самые лучшие пожелания. На добрую память». А еще в этом автомобиле была установка климат-контроля, электрическая регулировка кресел и музыкальная установка. Этот подарок Никсон презентовал от имени американских бизнесменов, который они купили за 10 тысяч долларов США.

"Линкольн" Брежнева

Согласно свидетельствам очевидцев, это была любимая машина Брежнева. Именно на ней состоялась знаменательная совместная поездка лидеров двух великих держав по дорогам Кэмп-Дэвида. Именно после этой поездки с лихим водителем Брежневым, который летел со скоростью не менее 80 км/час по дорогам, где сам Никсон не гонял на такой скорости даже на спортивной машине, последний сказал знаменитую фразу: «Дипломатия – не всегда легкое искусство».

Борис Ельцин

Первый президент России (1991-1999) Борис Ельцин первоначально пользовался бронированным ЗиЛ-41052 и его модификациями. Позднее в гараже особого назначения появились Mercedes-Benz S500, изготовленные в Германии по специальному заказу. В 1994 году было выпущено два таких автомобиля синего цвета, еще два темно-синих пополнили президентский гараж в 1997 году.

Президент России Борис Ельцин после прибытия в Омск, 1996 год Peter Turnley/Corbis/VCG via Getty Images

Другие подарки

Не имеет значения, на какой машине ездил Брежнев, все они были для него не средством передвижения, а объектом страстной любви.

В коллекции генерального секретаря Брежнева было три Rolls-Royce Silver Shadow.

хобби Брежнева

Первый был подарен генсеку американским бизнесменом Армандом Хаммером в 1968 году. Вторая «Серебряная тень» была подарком королевы Великобритании Елизаветы II в 1974 году. Судьба машины удивительна.

Он был разбит на подмосковной дороге в 1980 году то ли Брежневым, то ли его водителем. Но в случае с этим автомобилем его стоимость только возросла в результате ДТП – его выкупил автомобильный музей в Риге, где его не восстанавливали. А на переднем сиденьи в экспозиции сидит восковая фигура генсека-лихача.

"Кадиллак" Брежнева

Третий – «Роллс-Ройс Серебряный Дух» (Rolls-Royce Silver Wraith) подарен правительством Великобритании в 1979 году. На нем Брежнев ездил на охоту.

Владимир Путин

Президент РФ Владимир Путин (2000-2008, 2012 – н. в.) ездил уже в основном на черных Mercedes-Benz S600 Pullman Guard W220. Эта модель имеет заводское бронирование, пулестойкие стекла, удлиненный на 1 м кузов и систему аварийного пробега, позволяющую машине ехать не менее 30 км со скоростью до 80 км/ч даже при резком падении давления воздуха в шинах).

Для зарубежных визитов президента РФ также иногда использовались бронированные ЗиЛ-41052 (последний экземпляр был выпущен в 2000 году).

Автомобиль президента России Владимира Путина у президентского дворца "Кубба", 2015 год Михаил Метцель/ТАСС

Дмитрий Медведев

Третий президент РФ Дмитрий Медведев использовал Mercedes-Benz S600 Pullman Guard W221. Кузов этой машины был удлинен на 1,15 м, а высота крыши над задней частью салона – увеличена. Автомобили этого типа после 2012 года также используются президентом РФ Владимиром Путиным. В 2012 году в единственном экземпляре был выпущен новый лимузин ЗиЛ-4112Р, но в качестве автомобиля первого лица РФ он не использовался. В 2013 году завод ЗиЛ прекратил существование, штучную сборку лимузинов этой марки, а также реставрацию ранее выпущенных экземпляров продолжает московская компания “Механосборочный цех №6 завода им. Лихачева”.

Машины отечественного производства

В коллекции генсека были не только машины иностранного производства. Любовь Брежнева к автомобилям, можно сказать, оказалась благотворной струей для отечественной автомобильной промышленности. В 1966 году в автопарке Кремля появилась машина Брежнева «Чайка» (ГАЗ-13). Три ряда сидений, кресла обтянутые элитной шерстью или кожей, электроподъемники стекол и магнитола с управлением от пульта, установленного в подлокотнике заднего сидения – все для комфорта пассажира. Через 10 лет первая новая «Чайка» (ГАЗ-14) прямо с конвейера попала в кремлевский гараж, как подарок на 70-й день рождения Леонида Ильича. Примечательно, что это единственный автомобиль данной серии вишневого цвета. Все остальные машины исключительно черные.

Были в гараже генсека и автомобили марки «Волга». Одна (ГАЗ-24-95) даже была оборудована полным приводом и являлась отечественным кроссовером того времени, на котором Леонид Ильич ездил на охоту.

"Волга" Брежнева

Были в гараже у Леонида Ильича Брежнева и ЗИЛы – машины с бронированным кузовом «лимузин» представительского класса. От одного остались только сиденья (ЗИЛ -115, уничтожен), судьба второго (ЗИЛ-4105) неизвестна.

ЗИС-110 (1945-1958)

Дизайн кузова первого советского послевоенного легкового автомобиля представительского класса практически полностью имитировал американские «Паккарды» «старших» (Senior) серий предвоенного выпуска. Вплоть до мелочей ЗИС-110 был похож на Packard 180 c кузовом Touring Sedan последней довоенном модели 1942 года. Самостоятельной советской разработке, специально предали внешность американского Паккарда в соответствии со вкусовыми предпочтениями высшего руководства страны и, главным образом, лично Сталина.

Вряд ли американской фирме нравилось подобное творческое развитие её идей в оформлении советского автомобиля, однако никаких претензий с её стороны в те годы не последовало, тем более что производство «больших» «Паккардов» после войны возобновлено не было.

ГАЗ-12 (ГАЗ-М-12, ЗИМ, ЗИМ-12) 1950-1959

Шести-семиместный легковой автомобиль большого класса с кузовом «шестиоконный длиннобазный седан» разрабатывали на основе Buick Super.

Серийно производившийся на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод Имени Молотова) с 1950 по 1959 (некоторые модификации — по 1960 год.)

Заводу настоятельно рекомендовали полностью скопировать «Бьюик» образца 1948 года, но инженеры на основе предлагаемой модели спроектировали автомобиль, максимально опирающийся на уже освоенные в производстве агрегаты и технологии. «ЗиМ» не был копией какого-либо конкретного иностранного автомобиля ни в плане дизайна, ни, в особенности, в техническом аспекте — в последнем конструкторы завода даже сумели в какой-то мере «сказать новое слово» в рамках мировой автостроительной индустрии

В октябре 1950 года была собрана первая промышленная партия ГАЗ-12. В 1951 году проведены государственные испытания трёх автомобилей с полной нагрузкой. Автомобиль выпускался до 1959 года.

«Волга» ГАЗ-21 (1956-1972)

Легковой автомобиль среднего класса технически был создан отечественными инженерами и дизайнерами «с нуля», но внешне копировал преимущественно американские модели начала 1950-х годов. В ходе разработки изучались конструкции иностранных автомобилей: Ford Mainline (1954), Chevrolet 210 (1953), Plymouth Savoy (1953), Henry J (Kaiser-Frazer)(1952), Standard Vanguard (1952) и Opel Kapitän (1951).

Chevrolet 210 (1953)

Henry J (1952)

Opel Kapitän (1951)

Plymouth Savoy (1953)

Standard Vanguard (1952)

ГАЗ-21 серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год. Заводской индекс модели — изначально ГАЗ-М-21, позднее (с 1965 года) — ГАЗ-21.

К моменту начала серийного производства по мировым меркам дизайн «Волги» уже стал как минимум рядовым, и на фоне серийных иномарок тех лет уже особо не выделялся. Уже к 1960 году «Волга» была автомобилем с безнадёжно устаревшим дизайном.

«Волга» ГАЗ-24 (1969-1992)

Легковой автомобиль среднего класса стал гибридом североамериканского Ford Falcon (1962) и Plymouth Valiant (1962).

Серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1969 по 1992 год. Внешность и конструкция автомобиля были достаточно стандартными для этого направления, технические характеристики были также приблизительно на среднем уровне. Большая часть «Волг» не была предназначена для продажи в личное пользование и эксплуатировались в таксопарках и иных государственных организациях).

«Чайка» ГАЗ-13 (1959-1981)

Представительский легковой автомобиль большого класса, созданный под явным влиянием новейших моделей американской фирмы Packard, которые в те годы как раз изучались в НАМИ (кабриолет Packard Caribbean и седан Packard Patrician, оба 1956 модельного года).
«Чайка» была создана с явной ориентацией на веяния американского стиля, как и вся продукция ГАЗа тех лет, но не был стопроцентной «стилистической копией» или модернизацией Пэккарда.

Автомобиль выпускался малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год. Всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели.

«Чайки» использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры (преимущественно — министров, первых секретарей обкомов), который выдавался как составная часть положенного «пакета» привилегий.
И седаны, и кабриолеты «Чайка» использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения. Также, «Чайки» поступали в «Интурист», где, в свою очередь, их могли заказать все желающие для использования в качестве свадебных лимузинов.

ЗИЛ-111 (1959-1967)

Копирование американского дизайна на разных советских заводах привело к тому, что облик автомобиля ЗИЛ-111 создавался по тем же образцам, что и «Чайка». В результате в стране одновременно производились внешне похожие автомобили. ЗИЛ-111 часто принимают за более распространенную «Чайку».

Легковой автомобиль высшего класса стилистически представлял собой компиляцию различных элементов американских автомобилей среднего и высшего класса первой половины 1950-х годов — преимущественно напоминал «Cadillac», «Packard» и «Buick». В основу внешнего оформления ЗИЛ-111, как и «Чайки», лег дизайн моделей американской фирмы «Packard» 1955-56 годов. Но по сравнению с моделями «Packard», «ЗиЛ» был больше по всем габаритам, выглядел намного строже и «квадратнее», со спрямлёнными линиями, имел более сложный и детализированный декор.

С 1959 по 1967 годы было собрано всего 112 экземпляров этого автомобиля.

ЗИЛ-114 (1967-1978)

Малосерийный представительский легковой автомобиль высшего класса с кузовом «лимузин».
Несмотря, на стремление отойти от американской автомобильной моды, сделанный «с нуля» ЗИЛ-114, все равно частично копировал американский Lincoln Lehmann-Peterson Limousine.

Всего было собрано 113 экземпляров правительственного лимузина.

ЗИЛ-115 (ЗИЛ 4104) (1978-1983)

В 1978 году на смену ЗИЛ-114 пришёл новый автомобиль под заводским индексом «115», впоследствии получивший официальное название ЗИЛ-4104. Инициатором разработки модели был Леонид Брежнев, любивший качественные автомобили и утомившись от десятилетней эксплуатации ЗИЛ-114.

Для творческого переосмысления нашим конструкторам предоставили Cadillac Fleetwood 75, в работе отечественным автомобилестроителям помогали британцы из «Carso». В результате совместной работы британских и советских конструкторов в 1978 г. родился ЗИЛ 115. Он же по новым ГОСТам классифицировался как ЗИЛ 4104.

Интерьер создавался с учетом целевого использования автомобилей — для государственных деятелей высокого ранга.

Конец 70-х — это разгар холодной войны, что не могло не сказаться на автомобиле, перевозящем первых лиц страны. ЗИЛ – 115 мог стать убежищем на случай атомной войны. Прямое попадание он, конечно, не выдержал бы, но от сильного радиационного фона защита на автомобиле имелась. Кроме того, предусматривалась возможность установки навесной брони.

ЗАЗ-965 (1960-1969)

Основным прототипом микролитражки был Фиат 600.

Автомобиль проектировался МЗМА («Москвич») совместно с автомобильным институтом НАМИ, Первые образцы получили обозначение «Москвич-444», и уже значительно отличались от итальянского прототипа. Позднее обозначение сменили на «Москвич-560».
От итальянского образца автомобиль уже на самом раннем этапе проектирования отличался совершенно иной передней подвеской – как на первых спорткарах Порше и Фольксвагене-«Жуке».

ЗАЗ-966 (1966-1974)

Легковой автомобиль особо малого класса демонстрирует немалое сходство дизайна с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 г.), которая в свою повторяет часто копируемый американский Chevrolet Corvair, представленный в конце 1959 года.

Известно, что образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод (по другой версии — на Мелитопольский моторный) с целью изучения системы охлаждения двигателя.

Chevrolet Corvair (1960-1969)

Chevrolet Corvair (1960-1969)

Конструкция автомобиля мало изменилась по сравнению с предыдущим поколением. Но на ЗАЗ-966 появились знаменитые «уши» (воздухозаборники на боковинах кузова).

ВАЗ-2101 (1970-1988)

ВАЗ-2101 «Жигули» — заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан является аналогом модели Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года».

По соглашению советского Внешторга и компанией Fiat, итальянцами был создан Волжский автомобильный завод в Тольятти с полным производственным циклом. На концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

ВАЗ-2101 был подвергнут серьезным изменениям. В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R. «Русификация» Fiat 124 оказалась крайне полезной и для самой фирмы FIAT, накопившей уникальные сведения о надежности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации.

ВАЗ-2103 (1972-1984)

Заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан. Был разработан совместно с итальянской фирмой Fiat на базе моделей Fiat 124 и Fiat 125.

Позднее, на базе ВАЗ-2103 был разработан «проект 21031» в последствии переименованный в ВАЗ-2106.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий