Пожарная машина с двумя кабинами

Конструкция пожарной машины ЗИЛ

При тушении и локализации пожаров огромную роль играет своевременное прибытие пожарного расчета на место происшествия, а также возможность использования специфического оборудования и инструментов, которыми оснащено транспортное средство специального назначения.

Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей АНР и АПП

Группа основных пожарных автомобилей включает в себя машины разнообразной направленности. Самая известная из них – автоцистерна (АЦ). Есть еще два авто, по назначению схожих с АЦ – автомобиль первой помощи (АПП) и автомобиль насосно-рукавный (АНР).

Требования к пожарному проходу, проезду и подъезду в 2021

Основные пожарные машины, как следует из определения, это основная группа пожарных автомобилей, которые предназначены для тушения пожаров.

Пожарные автомобили общего применения применяются для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в жилых секторах.

Пожарные автомобили целевого применения применяются для тушения пожаров на промышленных объектах.

Пожарный штабной автомобиль

Пожарный штабной автомобиль

Пожарные машины

Пожарный штабной автомобиль – транспортное средство, которое используется для оперативной доставки к месту ЧС личного состава и спецоборудования с целью организации работы мобильного штаба пожаротушения. Пожарные штабные автомобили по общепринятой классификации относятся к специальной технике, обеспечивающей выполнение работ повышенной сложности в условиях ЧС.

Конструкция машин

Пожарные автомобили выпускаются на базе самых различных грузовых транспортных средств, которые поставлены на серийное производство. Одним из таких грузовых автомобилей является ЗИЛ.

На платформу стандартной модели устанавливается специализированное оборудование, а подобные работы осуществляются на профильных заводах и сборочных цехах. Готовая пожарная машина должна соответствовать всем требованиям, которые предъявляются для данной категории транспортных средств.

Наиболее эффективными и востребованными являются такие модели пожарных автомобилей ЗИЛ, как АЦ 2,5/40, 3/40, 3,5/40 и 4/40.

Предпочтительное использование в качестве базовой модели именно автомобилей марки ЗИЛ обусловлено неприхотливостью в использовании и обслуживании этих транспортных средств.

Их технические характеристики максимально адаптированы к эксплуатации в различных условиях, а маневренность грузового транспорта марки ЗИЛ позволяет выбрать наиболее подходящее положение автомобиля при тушении пожара.

Компактные габариты пожарного автомобиля ЗИЛ, по сравнению с другими марками грузовых транспортных средств, позволяют успешно использовать его при тушении пожаров в городских условиях даже при относительном дефиците пространства.

Среди дополнительных преимуществ пожарных машин марки ЗИЛ стоит отметить их неприхотливость к качеству или типу топлива. Более того, помимо дизельных версий доступны и бензиновые варианты силовых агрегатов автомобилей этих марок, которые при незначительных вложениях могут быть оборудованы газобаллонным оборудованием.

Такая модернизация позволит существенно сократить расходы на обслуживание пожарной техники, при условии монтажа ГБО на специализированных и сертифицированных станциях.

Также эти транспортные средства прекрасно зарекомендовали себя при эксплуатации в различных климатических условиях. Ремонт, как и запасные части к машине, относительно недороги, а для обслуживания не требуется обращаться в специальные сервисные центры. Многие работы по ремонту и обслуживанию пожарных автомобилей ЗИЛ выполняются силами штатных механиков.

Противопожарный вездеход Iveco-AMT 693912

Автомобиль комбинированного тушения на базе полноприводного шасси Trakker Iveco-AMT. Машина совмещает в себе возможности АЦ, АП и пенного хода. Основная надстройка включает цистерну объемом 5000 литров и пенобак с автономным обогревом на 6000 литров. Дополнительно здесь установлен порошковый агрегат, рассчитанный на 1 тонну ABCD.

Iveco-AMT 693912

Полноприводное шасси дает возможность использовать автомобиль в регионах со сложным рельефом. Вездеходные качества автомобиля дополняет защита основных узлов. Габариты платформы и надстройки позволяют укомплектовать машину полным набором противопожарного оборудования и инструмента. Кабина здесь сдвоенная, рассчитана на команду из 6 бойцов, включая водителя.

В качестве оборудования используется:

  • насосная установка центробежного типа Godiva WTA-300 производительностью 3400 л/мин при нормальном давлении и 700 л/мин при высоком;
  • дозирующая система Salamandere 180, подающая до 180 л/мин при давлении 16 бар. Может одновременно работать и с пеногенераторами, и с водяными стволами;
  • электронная система образования и подачи пены Hale Cafs, производительностью 3000 л/мин;
  • легкосплавный лафетный ствол Akron Strem Master, рассчитанный на подачу 40 кг/сек. Производительность 3700 л/мин. Ствол вращается на 360 градусов и рассчитан на эксплуатацию в вертикальном положении при температуре -15…+60°С.

Iveco-AMT 693912

Система подачи пены работает на сжатом воздухе. Она рассчитана на подготовку пены средней и низкой кратности и подачи ее под давлением 4-10 бар. Производительность системы по пене – 3100 л/мин, по воздуху – 2460 л/мин, насоса – 8 л/мин.

Каркас у машины сборный, сделан из алюминия. В конструкции по всему периметру использованы двери шторного типа.

Тактико-технические характеристики Iveco-AMT 693912.

Шасси Trakker 6×6
Мощность двигателя, кВт/л.с. 309/420
Объем двигателя, см 3 12880
Тип топлива Дизель
Максимальная допустимая масса, кг 28000
Масса без нагрузки, кг 19500
Колесная база, мм 4500/1390

Общие требования к штабным автомобилям

Общие техтребования и методика испытаний машин класса АШ были утверждены в 2003 году и используются не только изготовителями, но и службами ГПС, эксплуатирующими данный вид техники.

На вооружении ГПС стоят автомобили на шасси ГАЗ, КАМАЗ, УРАЛ, УАЗ и ПАЗ. Согласно ГОСТу-15150-69, утвержденному еще во времена СССР, техника класса АШ разрабатывается с учетом возможности эксплуатации в условиях атмосферы типа 2 (промышленная), а согласно ГОСТу 12.4.009 – с учетом оперативного ожидания в помещениях при температуре не ниже -10°С.

Пожарный штабной автомобиль - требования

В общих требованиях прописана комплектация пожарных штабных автомобилей АШ системой освещения. В базе они должны иметь противотуманные фары и две фары-искателя, расположенные на кабине и в задней части кузова. В комплект этого вида спецтехники всегда входят средства индивидуальной защиты органов дыхания по количеству мест боевого расчета и ПТВ, которые обеспечивают безопасность спасателей и позволяют оперативно выполнять задачи при боевом развертывании независимо от сопровождения другими машинами службы ГПС.

Утверждены и технические параметры автомобилей. Учитывая, что их производят на серийных шасси, допускается переоборудование согласно ГОСТам:

  • угол свеса полноприводных шасси – не менее 25° впереди и сзади;
  • неполноприводных – 20° впереди и 15° сзади;
  • для автобусов согласно ГОСТу 20774.

Проблесковые маячки и фары

Особенностью всех ПА считается наличие электрооборудования. Сюда входят приборы сигнализации и освещения. Расположение электрооборудования приведено на примере автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ-131.

Расположение электрооборудования в пожарном автомобиле

Все выключатели обычно размещают в кабине водителя. Для освещения объекта используется фара-прожектор, установленная на кронштейне по внешним углам кабины. Ее положение можно менять в горизонтальной и вертикальной плоскости. В задней части автомобиля расположена задняя фара, которая освещает насосное отделение при заборе воды из водоема. Ее положение также можно менять за счет кронштейна пенала. Мощность фар зависит от их типа – 41 или 27 Вт для ФТ1Б или ФТ304 соответственно.

На крыше ПА закреплены фонари, которые подают прерывистые сигналы синего цвета. Для освещения кабины и салона боевого расчета, отделения для насоса и отсеков с ПТВ используются плафоны ПК-201 с лампами 5.9 Вт. Активация ламп насосного отделения осуществляется при помощи кнопок на щитке этой секции. Он крепится на стенке с правой стороны. На нем расположены контрольные лампочки наполнения цистерны: четверть, половина и полная заправка. Здесь же находится и индикатор нагрева воды в системе охлаждения (срабатывает при температуре выше 115°С). Также предусмотрена отдельная лампочка, показывающая падение давления в системе смазки двигателя. На щиток вынесена и кнопка дистанционного запуска стартера.

Проблесковые маячки, передние и задние фары, прожектор, а также переключение управления лампами зоны ПТВ из кабины на насосный отсек активируются из кабины водителя.

Проблесковые маячки на пожарной машине

Автоцистерны Ивеко

Среди автоцистерн, производимых заводом «Варгаши» на базе шасси Iveco-AMT, особое место занимают машины, предназначенные для тушения пожаров не только в населенных пунктах, но и в нефтегазовом хозяйстве. Это модели Iveco-AMT-693910 АЦ 5.0-70 и Iveco-AMT-693911 АЦ 6.0-100. Для тушения возгораний используется вода или воздушно-механическая пена. Забор ОТВ производят или из собственной цистерны, или из открытого источника по магистральным линиям. Оба автомобиля могут эксплуатироваться при температуре до -45°С.

Iveco-AMT-693910 АЦ 5.0-70

Iveco-AMT-693910 АЦ 5.0-70

В основе – все то же шасси Trakker 6×6 с тормозной системой ABS, электронным ограничителем тормозного усилия EBL, антипробуксовочной системой ASR. Благодаря этому автомобиль справляется с трудным рельефом. Конструктивной особенностью АЦ 5.0-70 и АЦ 6.0-100 стала комплектация рестайлинговой кабиной STRALIS, сделанной в виде отдельного модуля, совмещенного с кабиной водителя. Блок управления насосом и водопенной системой расположен в водительской кабине.

Iveco-AMT-693911 АЦ 6.0-100

Iveco-AMT-693911 АЦ 6.0-100

Тактико-технические характеристики автоцистерн.

АЦ 5.0-70 АЦ 6.0-100
Шасси Trakker 6×6
Тип двигателя Cursor13
Мощность двигателя, кВт/л.с. 309/420
Вид топлива Дизель
Объем цистерны для воды, л 5000 6000
Объем пенобака, л 500 1000
Насос НЦПН-70/100М НЦПН-100/100М
Производительность насоса, л/мин 70 100
Расход лафетного ствола, л/сек. 125 125
Дальность подачи, м 80 80
Габариты, д*ш*в, мм 8600*2550*3300 9700*2500*3300

Конструктивные особенности

В отличие от аналогов, выпускаемых другими производителями, Камский автозавод предлагает потребителям широкий модельный ряд пожарных машин.

Они отличаются параметрами, специальными возможностями, потому перекрывают все возможные потребности.

Особенности пожарных автомобилей КамАЗ:

  1. Наличие 2 десятков модификаций автоцистерн, которыми комплектуются машины. Их объем — 3-12 м³.
  2. Неприхотливость обслуживания.
  3. Восприимчивость разных типов топлива.
  4. Эффективность выполнения поставленных перед экипажем заданий.

Переоборудование

Переоборудованием пожарных автомобилей занимаются автопроизводители. Принципиальным на этом этапе является выбор легких и прочных материалов. Надстройки машины делают из алюминия и стеклопластика, которые отличаются небольшим весом, не боятся коррозии и поддаются резке при помощи лазера. Шторки всех отсеков также алюминиевые с прорезиненными вставками. Это обеспечивает им подвижность и защищает от попадания влаги внутрь отделений. Для цистерны выбирают экологически чистый материал, поэтому при необходимости пожарные автомобили могут использоваться для доставки питьевой воды населению.

Переоборудование пожарного автомобиля

Современные ПА обладают рядом преимуществ перед своими предшественниками:

Пожарная машина Ивеко с двумя кабинами

«Варгаши» на базе Ивеко выпускает также пожарно-спасательные машины с двумя кабинами, получившие название «Котопес» или «Тяни-толкай». Всего две модели: ПСА-Т 3.0-40/100-4/400 и ПСА-Ч 57ВР. Уникальность автомобилей – возможность двигаться в обоих направлениях. Передняя и задняя кабина полностью функциональны. Основное назначение такой техники – проведение спасательных операций в автомобильных тоннелях.

Принципиальная разница этих двух моделей состоит в задачах, которые они выполняют. ПСА-Т – автомобиль, который используется для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а ПСА-Ч – для эвакуации пострадавших в условиях ограниченного пространства транспортных тоннелей и оказания им первой помощи.

Iveco ПСА-Т 3.0-40/100-4/400

Iveco ПСА-Т 3.0-40/100-4/400

Преимущество двухкабинного ПСА перед обычным автомобилем состоит не только в возможности передвижения в оба направления, но и в дополнительном оборудовании. У ПСА установлена система искусственного дыхания, плюс в кабине – фильтровентиляционные установки, позволяющие всему экипажу обходиться без противогазов. Учитывая, что такие машины работают часто в условиях сильной задымленности, инженерным решением в них стало применение роботизированного комплекса мониторинга обслуживаемой площади. Это тепловизоры, ультразвуковые сканеры, дистанционный лафетный ствол. Дополнительную защиту от теплового воздействия в условиях затрудненной вентиляции обеспечивает дренчерная система.

Iveco ПСА-Ч 57ВР

Iveco ПСА-Ч 57ВР

Машины «Котопес» разработаны на полноприводном шасси с обеими управляемыми осями, что улучшает контроль перемещения и уменьшает радиус разворота. Фактически кабины равнозначны, и все их делят на переднюю и заднюю. Передняя – кабина, под которой установлен двигатель, задняя – под которой размещен насос.

Сходства и отличия

АПП и АНР схожи во многих показателях:

  1. Класс техники. Обе машины относятся к основным пожарным автомобилям.
  2. Назначение. Оба авто предназначены для оперативной доставки на место происшествия команды и инвентаря.
  3. Цена устройства. Обе машины можно купить у производителей пожарной техники. При этом стоимость автомобилей отличается незначительно.
  4. Конструкция шасси. У обеих моделей имеются вездеходные колеса для передвижения не только по асфальту, но и по газонам, полям и пересеченной местности.

По нескольким параметрам автомобили все же отличаются друг от друга:

  1. Принцип действия. АПП при тушении задействует собственные ресурсы, то есть цистерну с водой или пенообразователь. АНР, в свою очередь, не перевозит с собой огнегасящие вещества. Иногда автомобиль оборудован баком с пенообразователем, но он не входит в обязательное оснащение машины. Насосный автомобиль прокладывает рукавные линии от ближайшего источника воды к месту пожара и с помощью насоса закачивает жидкость для тушения.
  2. Экипировка. Машины первой помощи оснащены цистерной с водой, емкостью с пенообразователем, бензогенератором, огнетушителями, а также всевозможными инструментами для эвакуации пострадавших и дополнительным оборудованием. Насосные автомобили, в свою очередь, перевозят с собой насос повышенной мощности, большой запас пожарных рукавов и иногда емкость с пенообразователем. Инструментов для эвакуации на борту АНР гораздо меньше.
  3. Количество человек в команде. На том месте, где у АПП находится автоцистерна, у АНР расположена вместительная кабина для расчета. К тому же для прокладки длинных рукавных линий и контроля состояния шлангов нужно больше человек, чем для статичного тушения. Количество членов команды АНР доходит до 10.
  4. Область применения. Из-за своей маневренности и скорости АПП используются для тушения пожаров в жилых домах, на дорогах и в частном секторе. АНР по принципу своего действия больше предназначены для ликвидации природных возгораний.

Краткая история пожарных автомобилей в России

Пожарные составы существовали задолго до изобретения автотехники. В России на место ЧС спасательные отряды доставляли обозы. Однако не каждый горожанин спешил уступить дорогу колеснице, тогда конструкторы задумались над модификацией повозок.

В 1890-х годах был представлен прообраз светозвуковой сигнализации. Авторство принадлежало обер-полицмейстеру города Москвы А. Власовскому. Специалист снабдил обозы горящими факелами (выполняли роль проблесковых маячков) и сигнальными рожками. Это стало своеобразным «прорывом» – пожарный обоз привлекал внимание горожан и был заметен в ночное время.

Однако оперативности повозкам не хватало, а лошади пугались огня. Тогда инженеры задумались над созданием автоматизированных перевозок.

«Пионером» российской противопожарной техники стал автомобиль, выпущенный более 100 лет назад. В 1904 году фабрика «Фрезе и К» сконструировала машину, способную доставить к месту пожара 10 спасателей. Автомобиль был укомплектован двумя лестницами, противопожарным рукавом и колонкой гидранта.

Более модифицированный образец несколькими месяцами позже представила . Их детище вмещало экипаж из 14 пожарников. Оснащался автомобиль насосом, цистерной, колонкой гидранта, а также противопожарными рукавами.

В 30-х годах прошлого века наладилось производство автонасосов. Первая модель – АМО-Ф-15 – оснащалась двигателем мощностью в 30 кВт. Насос подавал порядка 900 литров воды в минуту.

В эти же годы специалисты представили первые машины для освещения места пожара. К концу 30-х годов автопром наладил производство противопожарной техники. Однако большая часть автомобилей выходила на линию в крупных городах. В отдаленных местностях вплоть до 1940 годов использовали старый метод – обозы.

С середины 20 века спецмашины появились во всех уголках страны, их производство приобрело массовый характер.

Сегодня лидерами российского рынка остаются автомобили , «МАЗ», «КАМАЗ», «УРАЛ». Нередко компании закупают технику итальянского бренда «Ивеко». Мощность современных машин в десятки раз выше, чем у «старичков». Последние ушли «на покой», посмотреть на них можно в музее МЧС.

Нормы пожарного проезда

Как уже было отмечено, чаще всего противопожарный подъезд оформляется в виде арки. Большая часть арок, при этом, расположена на въездах во дворы. Существует расстояние от пожарного проезда до здания, которое необходимо соблюдать при строительстве подобных арок. Так, расстояние расстояние от пожарног проезда до здания не может быть более 300 метров. Помимо этого, рядом с аркой или непосредственно на ней должны устанавливаться специальные светоотражающие знаки. Если площадка оборудована автоматическими гидрантами и прочим оборудованием для тушения пожара, отдельные требования к противопожарным подъездам могут быть проигнорированы. Однако таких площадок пока что насчитывается не так много.

Пожарный проезд нормы

Еще один момент, требующий особого внимания, заключается в установлении специальных требований к так называемым тупиковым площадкам. Тупиковой площадкой чаще всего является периметр двора, не имеющий сквозного выезда. Понятно, что в данном случае сформировать пожарный проезд здесь будет довольно сложно. Соответственно, в таком дворе обязательно должна быть площадка для разворота пожарной техники. Каких-то особенных требований, предъявляемых к данной площадке, не существует. Единственное требование касается того, чтобы на ней мог развернуться автомобиль практически любых размеров. При этом, сама длина тупиковой площадки не может быть более 1502 метров.

Дополнительные нормы пожарных проездов касаются установления специальных водооттоков. В любом дворе пожарный проезд должен быть оборудован таким образом, чтобы лишняя вода не скапливалась в одном месте. Наиболее оптимальным для подобных моментов является оборудование подъезда в таком месте, где уровень наклона дороги будет достигать не менее 6 градусов. Этого уровня вполне достаточно для того, чтобы стекаемая вода уходила в сторону.

Что касается толщины асфальтового покрытия, то она устанавливается опытным путем посредством определения максимально возможной нагрузки на грунт в конкретном месте. Каких-либо четких требований к данному параметру не существует. Также не существует требования и для хозяйственных построек. Кроме того, требования к пожарным проездам могут не выполняться, если речь идет о каком-либо здании, представляющем историческую или иную ценность.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий