Симптомы выхода из строя рулевой рейки

По каким признакам определяется неисправность рулевой рейки?

Рулевая рейка – это механизм, отвечающий за поворот передних колес автомобиля и соединенный с ними посредством тяг. Как и любой другой агрегат, элемент постепенно изнашивается в процессе эксплуатации, что негативно влияет на управляемость машины. Поскольку данная проблема связана с безопасностью водителя и пассажиров, хозяину авто необходимо различать признаки неисправности рулевой рейки, чтобы устранять их в кратчайшие сроки либо ставить новую запчасть.

Рулевая рейка в составе автомобиля

Симптомы неисправности рулевой рейки. Список и разбор полетов

Как у вас дела? Не настигла ли вас осенняя хандра?
А меня одеялко не отпускает, на улицу выйдешь – дует в шею, и депрессия подстерегает за каждым углом. Что делать – не знаю. Но об этом – потом.

Сегодняшняя рассылка будет посвящена ответу на вопрос Игоря Владимировича про рулевую рейку: «Из-за чего выходит из строя рулевая рейка? Почему появляется течь и стук рулевой рейки, и посторонние шумы при вращении руля и при движении по неровной дороге

Как всегда, поделюсь личным опытом, не солить же его, как огурцы? Когда приходит время, его нужно выпускать, чтобы освободить место внутри другим огурца), чтобы весь этот процесс накопительства не пропал даром, чтобы всё случившееся могло поработать не только на тебя, но и на других.

Часто клиенты спрашивают: как понять, что стучит именно рейка?

Наиболее очевидный и ощутимый симптом – характерный стук при езде по неровной дороге, усиливающийся при повороте руля.

Кроме того, есть и другие заметные признаки неисправности рулевой рейки:

  1. тугой руль – нередко руль туго поворачивается лишь в одну сторону;
  2. после стоянки на асфальте могут оставаться пятна масла в районе передней части автомобиля;
  3. гул в гидроусилителе руля.

Как проверить исправность рулевой рейки

Как понять, что рулевая рейка скоро сломается и от чего это происходит

Перед тем как разбираться с признаками неисправной рейки, напомним в двух словах для чего она нужна и как устроена.

Признаки неисправностей

Признаки неисправности рулевой рейки

Признаки поломки рулевой рейки бывают такие:

  1. стук в рейке, когда движетесь по неровной поверхности, имеющей бугры или ямы;
  1. машину «ведет» (кидает) в стороны, что острее ощущается при движении с большой скоростью;
  1. увеличился свободный ход рулевого колеса, дольше крутится, прежде чем начинают поворачиваться колеса;
  1. вращения руля труднее обычного, либо происходят рывки при вращении;
  1. не возвращается в исходное состояние самостоятельно, приходится докручивать с усилием;
  1. гудит насос ГУРа, это гудение возрастает при поворотах баранки;
  1. масляные пятна на земле под машиной, механизме или рядом с ним;
  1. снизился уровень смазки в бачке ГУРа;

Большинство признаков являются косвенными, и могут сигнализировать о неисправностях рулевого управления, поэтому, следует провести полную их проверку, прежде чем разбирать саму рейку. Как определить неисправность рулевой рейки:

  • стук издают детали в подвеске – сработавшиеся сайлентблоки, шаровые, втулки или стойки стабилизаторов, рулевые наконечники. При износе шаровых или наконечников, повышает люфт рулевой баранки. Поэтому, стоит проверить подвеску, и заменить в ней неисправные детали. Возможно, это решит проблему.
  • трудно крутиться руль и плохо возвращаться на место, вследствие нарушения развала-схождения передних колес, или регулировки механизма. Если рейку отрегулировали недавно, следует повторить регулировку, затем отрегулировать развал-схождение.
  • биение руля вызвается нарушенной балансировкой колес, повреждением покрышки (шишка вылезла) или плохо прикрученным колесом (болтается и бьет).
  • если на машине стоит ЭУР, причиной затруднения вращения руля может стать поломка мотора, обрыв либо замыкание в цепи, окисленные контакты, сгоревший предохранитель либо неисправность (сбой) ЭБУ системы.
  • утечка жидкости с ГУР и его гудение взаимосвязаны. Гул вызывается недостатком смазки, масло утекает, при разрушении сальников или шлангов. Насос ГУР может шуметь при попадании в него воздуха. Течь нужно устранить, смазку долить по уровню.

Если все перечисленные детали в норме, тогда остается только заняться самой рейкой.

Кратко об устройстве механизма

Элемент представляет собой цилиндрический корпус, куда помещены следующие детали:

  • сама зубчатая рейка, движущаяся внутри втулок;
  • ведущий вал с косозубой шестеренкой, вращающийся на 2 подшипниках (соединяется с рулевой колонкой);
  • 2 тяги, подключенные к концам реечного механизма и поворотным кулакам ступиц;
  • система упоров и пружин, ограничивающих ход рейки и выбирающих люфты шестеренчатой передачи;
  • резиновые чехлы (пыльники) в виде круглых «гармошек», защищающие картер механизма от попадания грязи;
  • корпус элемента наполнен жидкой смазкой.

Таково устройство обычной механической и так называемой электрической рейки, действующей в паре с электроусилителем руля (ЭУР). Если автомобиль оснащен гидравлическим усилителем (ГУР), то конструкция механизма дополнена цилиндрами и поршнями, помогающими двигать зубчатую планку в ту или иную сторону.

Элемент работает по простому принципу: при вращении руля ведущий вал посредством шестерни двигает рейку в необходимом направлении. Концы детали, связанные с тягами, заставляют поворачиваться передние колеса. ГУР либо ЭУР реагирует на движение руля и «подталкивает» реечный механизм в нужную сторону, снимая физическую нагрузку с водителя.

Устройство рулевого механизма

Ремонтируем или меняем

Заменить агрегат проще и быстрее, чем возиться с ремонтом. Тем более, если треснул корпус или сильно поврежден механизм, менять придется однозначно. Другое дело – ремонт своими руками обойдется много дешевле приобретения нового механизма. Например:

  • рулевая рейка Ford Focus стоит около 45-50 тысяч рублей. Ее не фирменная копия 20 тысяч, но ресурс копии не предсказуемо мал.
  • ремонтный комплект вместе обойдется примерно в 3 тысячи. Процедура ремонта занимает 1-2 суток. Требует наличия инструментов.

Типичная ситуация

Причинами неисправности рулевой рейки, как правило, являются следующие события:

  • вскарабкавшись машиной на бордюрный камень, вы погнули вал рулевой рейки. Да, мест для парковок у нас в городе мало, вот мы на бордюры и заезжаем.
  • движение через трамвайные пути на большой скорости. Согласна, не часто такое бывает, но все таки. Вспомнили? А это расшатывает рулевую рейку и приводит к повышенному износу зубчатого зацепления, – вследствие этого у рейки появляется течь, люфт, она стучит.
  • длительное (более 5 сек) удержание руля в крайнем левом или правом положении: это когда руль вывернут до упора при повышенных оборотах двигателя. Например, вы застряли в сугробе, грязи, куче осенних листьев – это резко увеличивает давление в системе, ведет к перегреву масла.

Виды рулевых реек

  1. «Механические» рулевые рейки первыми появились на машинах и еще встречаются в некоторых новых машинах эконом-сегмента. Тут колеса поворачивает сам водитель, с силой налегая на рулевое колесо. Зубчатая шестерня приводит в движение зубчатую рейку, двигая влево или вправо рулевые тяги.
  2. Рулевая рейка с гидроусилителем. Здесь на помощь водителю приходит гидравлический насос, работающий от двигателя. Он двигает рулевую рейку с помощью масла.
  3. Рейка с электроусилителем. Вместо масла тут работает электромотор, который может быть установлен на рулевом валу, на шестерне рулевого механизма или на зубчатой рейке.

Перечислим самые распространенные признаки неисправности рулевой рейки, укажем причины неполадок и способы ремонта.

В списке проблем:

  • стук в рулевой рейке, который может появляться на кочках и исчезать на ровной дороге или в повороте;
  • вибрации на руле во время движения машины;
  • неожиданно «тугой» руль при резком вращении;
  • посторонние звуки, доносящиеся со стороны рейки во время движения авто, особенно отчетливые при езде по плохой дороге;
  • самопроизвольный поворот руля;
  • чересчур легкое движение руля или его люфт;
  • полное отсутствие или слабый возврат руля в исходное положение;
  • несоответствие поворота руля углу поворота колес.

Причины возникновения протечек

Существует несколько распространенных причин, из-за которых течет рулевая рейка:

  1. Главная – езда с порванными резиновыми чехлами. Сквозь дырки внутрь проникает влага и попадает на вал, вызывая коррозию. Ржавая поверхность становится шершавой и начинает тереть кромку сальника. Малейшего зазора достаточно, чтобы масло под давлением вырвалось наружу.
  2. Несоблюдение правил обращения с гидроусилителем. Долгое удержание руля в крайнем положении ведет к росту давления внутри камер и продавливанию сальников. Если водитель постоянно повторяет ошибку, неизбежно появятся потеки масла из рейки.
  3. Долив неподходящей гидравлической жидкости либо другого состава, разрушающего резину сальников.
  4. Длительная эксплуатация без замены жидкости, накапливающей мусор и мелкую стружку. В этом случае сальник подтекает вследствие абразивного истирания.
  5. Критический износ шарнирных соединений рулевых наконечников с валом. Из-за болтающейся тяги под пыльник проникает воздух и влага, вызывающая коррозию. Дальше процесс протекает по сценарию, описанному в первом пункте.

Ремонт рулевой рейки возможен, причем стоимость мероприятия зависит от степени износа. В некоторых особо запущенных ситуациях агрегат восстановлению не подлежит.

Снимаем рейку

Снимется рейка по разному в разных автомобилях, из-за индивидуальных особенностей, однако, порядок сохраняется:

  • переднюю балку надо вывесить, упоставив авто на подпорки, затем, колеса снимаются;
  • рулевые наконечники расшплинтовают, откручивают гайки и выпрессовывают съемником;
  • откручивают экран;
  • для машин с ГУР – откручивают шланги, предварительно подложив поддон, для стекания масла;
  • для машин с ЭУР – отключают разъем и снимают датчик;
  • затем, откручивают болты, крепящие рейку;
  • ослабляется болт карданчика, связывающего рейку с валом руля;
  • тянут рейку вниз, для освобождения от соединения с валом (допустимо сбивать молотком, ударяя через дощечку);
  • вынимается рейка через колесную арку (через ту, которая удобнее в вашем случае);

Важно: Далеко не в каждом авто рейку вынуть просто — часто этому препятствует подрамник. Заниматься снятием подрамника долго. Пробуйте выкрутить задние болты на подрамнике и опору мотора, после этого подрамник отводится вниз. Тогда, появляется возможность высвободить рейку.

Как вынуть рулевую рейку

Рейку необходимо тщательно вымыть перед разборкой.

Что делать с неисправностями рейки?

В подавляющем большинстве случаев замена или ремонт рулевой рейки производится на автосервисе, поскольку даже снятие элемента – задача непростая. Но мелкие проблемы можно решить самостоятельно, например:

  1. Заменить порвавшийся резиновый пыльник. Если вы обнаружили данный дефект на ранней стадии, когда реечный механизм функционирует исправно, то можете поменять кожух в гараже на смотровой яме. Не забудьте очистить от грязи детали под пыльником.
  2. Устранить протечки гидравлической жидкости на патрубках. Для этого придется опорожнить систему и заменить шланги, лучше все сразу.
  3. Поставить новые наконечники рулевых тяг. Признаки износа шаровых пальцев очень похожи на неисправность рулевой рейки – возникает люфт руля и стук.
  4. Сменить разбитую крестовину рулевого вала.
  5. Подтянуть либо поменять ремень, вращающий шкив гидравлического насоса. Проскальзывание ременной передачи ведет к ухудшению работы усилителя и затруднительному вращению руля.

Натяжка ремня ГУР

Конструкцией рейки предусматривается регулировка зазоров в передаточном узле. На ранних стадиях изношенности шестерен люфт устраняется подтягиванием регулировочных винтов. Самому выполнять операцию крайне нежелательно: если перестараетесь и не оставите зазоров, зубчатая передача станет изнашиваться еще быстрее.

Когда проблема кроется внутри корпуса реечного механизма, самостоятельно устранить стук не получится, разве что вы сами – автомеханик. Наиболее распространены следующие внутренние неисправности:

  • выработка зубьев на рейке либо рулевом валу;
  • люфт подшипников;
  • разгерметизация сальников;
  • кольцевой износ втулок, цилиндров;
  • деформация вала либо самой рейки в результате попадания колеса в глубокую выбоину и удара по механизму.

Часть перечисленных поломок устраняется путем установки ремонтных комплектов в условиях автосервиса. Изношенные детали зубчатой передачи отдельно лучше не менять – необходимо ставить новую рейку.

Порядок разборки

Ремонт рейки нужно проводить в условиях чистоты, не допуская попадания в нее пыли или песка. Попадание любых частиц внутрь, приводит к быстрому разрушению резиновых уплотнителей, и утечке смазки. Без смазки, любой агрегат долго не протянет. Корпус рейки зажимается в тисках, действуя аккуратно, чтобы он не лопнул, от сильного нажима. Затем:

Рулевая рейка в разобранном состоянии

  • снимаются хомуты и пыльники на тягах;
  • откручивают сами тяги (муфты имеют выточки под ключ);
  • откручивают контргайку, затем гайку регулирующего механизма (считая при этом обороты) и достают шайбы и втулку;
  • не забудьте отцентрировать шток рейки и нанести соответствующие отметки;
  • откручивают гайку (или часть корпуса) приводного вала (может потребоваться спец ключ), вынимают вал из корпуса;
  • достают шток рейки;
  • затем, вынимаются из корпуса втулки, манжеты и кольца их фторопласта;

Что делать, если стучит, бежит и закусывает?

Если вам поставили диагноз «течь рулевой рейки» (тьфу-тьфу-тьфу), то есть три варианта выхода:

Вариант № 1. Покупка новой рулевой рейки.

Правильное и разумное решение, я бы то же себе купила, но… цена новой рейки, как правило, составляет половину стоимости автомобиля. По крайней мере, моего – право слово, наверное, запчасти для «Боинга» дешевле!

Вариант №2. Покупка рулевой рейки б/у на разборке.

Дешевле намного, но это «кот в мешке». Гарантию на бу рейки дают только до ворот сервиса или – обменять агрегат в течение одного-двух дней. Если купленный агрегат вас чем-то не устроил, то повторный монтаж/демонтаж, а также масло вы будете оплачивать из собственного кармана. Не люблю я эти неопределенности.

Вариант № 3. Ремонт рулевой рейки.

Рейка очень хорошо поддается ремонту: мы ее полностью разбираем, оцениваем целостность корпуса механизма и вала, уплотнительных колец и сальников, которые меняем на новые. После ремонта рулевая рейка получает ГОД гарантии от нас. И можно заново – бордюры, трамвайные пути, буксовать, – ни в чем себе не отказывайте.
Конкретные цифры этих трех вариантов я привела на свой автомобиль, Мурано PNZ50.

Если у вас все хорошо с рейкой – я рада, это затратный ремонт. Зато вы, как минимум, знаете, как не допустить течи, стука и закусывания.

Можете переслать это письмо другу или подруге – нам хлеб и вам сливки.

Если вас одолевают смутные сомнения – а все ли в порядке с вашей рулевой рейкой? – я приглашаю вас на бесплатную диагностику.

Дефектовка

Все детали надо очистить и вытереть, затем осмотреть. В ремонтном наборе содержатся фторопластовые и резиновые детали. Этого бывает недостаточно.

Следует осмотреть состояние зубчатого штока. Наличие повреждений, задиров, коррозии появившихся на зубьях или в местах соприкосновения с сальниками или кольцами из фторопласта не допустимы. Нужно менять шток.

Осмотрите шестерню на приводном валу. На ней не должно быть сколов, зазубрин, трещин, следов износа. Поврежденная шестерня может заклинить при движении автомобиля. Поэтому, использовать поврежденную шестерню опасно для жизни.

Наиболее частой причиной стука рейки является износ ее прижимной втулки. Осмотрите эту втулку. Если поверхность не гладкая, имеет продавливания или задиры, тогда втулку стоит заменить. В рем комплект она не входит, на большинство машин ее можно купить отдельно, в магазине запчастей.

Поврежденные элементы в гараже починить не получится. Тут либо полная замена, либо обращаться на СТО, где смогут их отреставрировать на специальном оборудовании.

Диагностируем рулевую рейку

Если самому не удается выявить состояние рулевых реек, лучше посетить автосервис. Специалисты используют профессиональный стенд, имитирующий работу реек в нормальных и экстремальных условиях.

При обнаружении подтеканий, других нарушений, выполняется полный разбор в помещении автосервиса. Мастера оценивают целостность корпуса, текущее состояние сальников, уплотнительных колец. После чего испорченные элементы меняются на новые.

Визуальный осмотр помогает также выявить повреждения механического характера и коррозийные образования. Обязательно проверяется износ червячной передачи. В случае каких-либо отклонений, по-любому поворот руля даст о себе знать. Неправильное зацепление проявляется тугим вращением. Определить поломку не так уж и просто, иногда без опыта не обойтись в данном вопросе.

Обязательными действиями после посещения СТО и устранения проблемы, станет процедура развал/схождение, необходимая для установки правильного расположения колес.

Сборка

Сборка выполняется в порядке, обратном разборке. Все детали перед установкой следует смазать маслом, которое используется в ГУР. Это делают во избежание задиров в процессе сборки и регулировки.

С фторопластовыми деталями следует обращаться аккуратно, они хрупкие, лопаются от удара либо чрезмерной нагрузки. Бережно запрессовать втулки поможет торцовая головка и удлинитель к ней.

Вставляя зубчатый шток, его нужно отцентровать по отметкам, которые делают перед разборкой. После этого присоединяют приводной вал. Вставляются прижимная втулка и за ней шайбы, закручивают регулирующую гайку на необходимое число оборотов.

Проворачивают вручную механизм в обе стороны до упора (крутя за приводной вал). Шток должен двигаться без затруднений, это означает, что сборка выполнена правильно. После этого, зажимается контргайка. Закручивают тяги механизма и устанавливают пыльники.

Какие причины выхода из строя рулевого механизма?

Если вы почувствовали слишком тугой руль, стуки при управлении, гул в системе гидроусилителя и другие изменения работы рулевого колеса, пришло время ремонтировать механизмы. Но иногда можно избежать неприятной участи, если прекратить убивать данную деталь собственными руками. Мы часто делаем это, сами того не понимая. Есть несколько основных причин, по которым данный механизм часто ломается на иномарках:

  • слишком активный проезд неровностей — не стоит скакать по ямам, так как реечная система управления принимает удар на себя и компенсирует его, чтобы руль не вырывало из рук;
  • слишком резкие повороты — если у вас не спортивное авто, стоит отбросить идею спортивного вождения, иначе придется проводит на СТО большую часть вашего свободного времени;
  • сорванные пыльники — если резинки и уплотнители на детали порвались, смазка быстро вытечет, а внутрь набьется пыль, которая испортит все точные зазоры и мелкие детали;
  • глобальные проблемы с подвеской — неисправная система ходовой части также может давать такие неприятности, как постепенный выход из строя одной из самых дорогих деталей в авто;
  • некачественное обслуживание — если во время диагностики специалисты на станции не заметили выход из строя наконечника или искривление тяги, скоро будут проблемы и с рейкой.

Поэтому ездить на автомобиле стоит осторожно, а ремонтировать его вовремя. Кстати, мало кто знает, что для нормальной штатной работы гидроусилителю и самой рейке необходим прогрев. Это не значит, что нужно крутить руль до начала движения. Достаточно первые 300-400 м поездки утром постараться не делать слишком резких движений и не наезжать на ямы. Это поможет вам продлить жизнь одного из самых проблемных узлов в иномарках.

Установка на место

Обратная установка проще и быстрее с помощником – одному нужно завести рейку в подкапотное пространство, а второму направить шарнир вала из салона, чтобы совместить шлицы.

Не нужно затягивать стяжной болт, пусть кардан встанет на место, после прикручивания креплений рейки. Прикрутив рулевой механизм, можно затянуть стягивающий болтик кардана. Вставляют на место пальцы рулевых наконечников, зажимают гайки до упора и шплинтуют их.

Подсоединяют шланги ГУР (либо разъемы ЭУР). Заполняют бачок ГУР маслом и прокачивают систему. После чего ставят на место колеса и убирают подпорки, спустив машину на землю.

Ремонт в гараже более выгодный, но достаточно сложный. Требует знания устройства рейки, тисков и инструментов. Понадобится так же время и много терпения. Альтернативой будет ремонт на СТО. Пусть дороже, зато руки пачкать не нужно, плюс гарантия выполнения работ. А каким способом удобнее ремонтировать — решать только вам.

Когда можно выполнить ремонт рулевой рейки?

Сразу скажем, что на современных автомобилях немецких и японских производителей, а также корейских брендов ремонт рулевой рейки не выполняет практически никто. В данном случае ремонт возможен только в том варианте, если виновником стука были наконечники или изогнутые тяги, которые можно заменить отдельно от рейки. В остальных ситуациях выполняется полная замена. Но владельцы бюджетной техники, отечественных или старых автомобилей могут сэкономить средства и выполнить ремонт рейки в таких условиях:

  • внутренняя часть механизма не повреждена и не нуждается в замене важных деталей;
  • корпус рулевой рейки не изогнут, не деформирован и не имеет прочих повреждений;
  • рулевой механизм можно восстановить путем смены периферийных запчастей;
  • есть возможность выполнения восстановительных работ путем смазки и замены пыльников;
  • выполняется первый ремонт, можно подтянуть рулевую рейку с помощью регулировочного болта;
  • путем выполнения ремонтных работ можно лишь продлить ненадолго жизнь рейки;
  • любые вмешательства во внутреннюю часть механизма чреваты очередной быстрой поломкой.

Есть определенное количество водителей, которые постоянно ремонтируют рулевую рейку в своем автомобиле. Такая экономия приводит к тому, что вам приходится выбрасывать ежемесячно сумму, равную стоимости новой рейки, только на ремонты и эвакуаторы. Потому целесообразнее заменить такую рейку на новый механизм и забыть о такой поломке на ближайшие годы. Эта процедура полностью избавит от проблем и опасностей с конструкцией автомобиля.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий